Трасса 60
Умолкнет хор иллюзий стоголосый пред Светом распускающейся Розы...
 
*
Приветствуем тебя на Трассе 60, Гость.
Этот форум создан как место для взаимодействия людей, ищущих возможности реализации истинного предназначения человека.
19 Ноябрь 2017, 04:10:05


Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Мнение о гностицизме.  (Прочитано 2837 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
аlly

Offline Offline



topic icon
« : 07 Январь 2009, 11:28:42 »

http://kenoma.chat.ru/gnost.htm#mitarstva
Записан
Верп

Offline Offline


не даром дар даром не дар


topic icon
« Ответ #1 : 27 Октябрь 2015, 04:08:04 »

WOT предупреждает, что  у этого сайта плохая репутация.  Почесать голову А почитать хочется...
Записан

св я то  св ето  св и то
от с таинством до с таинством
ally

Offline Offline


Все принять От всего отказаться Все обновить.


topic icon
« Ответ #2 : 27 Октябрь 2015, 07:20:18 »

Что такое гностицизм? Этот термин придумали в 19 веке, для обозначения ряда религиозно-философских учений 2 века н.э. (и более поздних). Последователей этих учений называют гностиками.

Чем интересен гностицизм? Некоторые исследователи называют его "тёмным двойником христианства", и даже высказывают предположение, что именно гностицизм был истинным христианством, а оформившаяся позже "ортодоксальная" доктрина исказила первоначальное учение Иисуса.

Гностики называли себя истинными христианами, а ортодоксов обзывали словом "ромеи" (римляне). Ортодоксальных христианских апологетов это очень возмущало, и они, в свою очередь, обзывали гностиков еретиками.

Одна из основных тем в сочинениях христианских апологетов того времени - "опровержение ересей", главным образом гностических. О ересях писали Тертуллиан, Ириней Лионский, Епифаний и др.

После того, как ортодоксы пошли на союз с властями римской империи, они задействовали ресурсы государства для борьбы с еретиками.
Известно обращение костантинопольского патриарха Нестория: "Царь, дай мне землю, очищенную от ересей, а я за это дам тебе небо; помоги мне истребить еретиков, и я помогу тебе истребить персов". Христианский император Юстиниан начал сжигать еретиков живьём.

Борьба официальной церкви с еретиками с разной интенсивностью продолжалась несколько столетий. Сочинения еретиков (гностиков, манихеев и др.) также методично уничтожались, поэтому сейчас приходится реконструировать эти учения в основном по цитатам из анти-еретических трудов христианских апологетов.

Большинство найденных оригинальных гностических трактатов имеют коптское египетское происхождение. Исследователи объясняют это тем, что у ранних христиан-коптов был запрет на уничтожение текстов, в которых встречается слово "Бог". Поэтому, вопреки "директивам сверху", еретические писания не уничтожались, а прятались.


В чём суть гностицизма? Можно выделить несколько моментов, общих для большинства гностических учений.

Гностики рассматривают наш мир как результат ошибки, аварии, случившейся в процессе творения.

Бог-Отец начал создавать плерому (полноту) совершенных эонов, и поначалу всё шло нормально. Но в какой-то момент один из эонов проявил своеволие, и всё пошло враскосяк. Как одно из последствий "аварии", возник этот несовершенный материальный мир, который изначально никто не собирался создавать. Творцом этого мира гностики считают больного, несовершенного Демиурга, который в свою очередь является порождением эона-нарушителя.

Это, конечно, очень упрощенное описание, однако оно даёт некоторое представление о духе гностических учений.


— Почему вас интересует гностицизм?

— Лично меня интересует всё, что даёт возможность переструктурировать
действительность, взглянуть на неё в другом свете, что ли.
Ну и гностицизм в том числе.

http://www.livejournal.com/community/ru_gnostik/1569.html


dugin(4k) — Отрывок из "Метафизики Благой Вести" А.Дугина о гностиках.


mif(55k) — Один из вариантов гностического мифа (по Иринею и Ипполиту), реконструкция Афонасина. Как сказал brother2: "Далеко современным фантастам до старых мастеров" :-)


gnostpam(41k) — "Античное христианство и гностицизм", статья Дмитрия Алексеева.
Автор излагает свои доводы в пользу гностического характера раннего христианства.


loginov_foma(61k) — "О датировке Евангелия от Фомы. Гностицизм и проповедь Иисуса". Александр Логинов.
В данном исследовании рассматривается проблема: мог ли Иисус в принципе проповедовать гностические идеи? Очень интересный и познавательный текст.

Оказывается, гностические мотивы присутствуют не только в "Евангелии от Иоанна" и посланиях Павла. Но даже в прямой речи Иисуса, которая приведена в "Евангелии от Луки"( 7:35) и "Евангелии от Матфея" (11:19), есть фраза: "И оправдана София всеми её порождениями"!


Взгляд на гностицизм "с иудейской колокольни". Как относятся к гностицизму иудеи ортодоксальные и не очень?

http://www.zionet.co.il/maof/article.php3?id=1621&type=a&sid=484
«И да не будет надежды клеветникам-доносчикам; и все изменники пусть немедленно сгинут; и все враги народа Твоего будут истреблены; и злоумышленников искорени, и сокруши, и уничтожь, и низвергни, и покори – в скором времени, в наши дни». (Из молитвы 18 благословлений)
Это «благословение» добавлено в молитву 18 благословлений в дни Второго храма когда стали возникать секты еретиков (гностиков и христиан). Эти группы не только отошли от традиций иудейской веры, но и сотрудничали с врагами Израиля, шпионя, донося и организуя интриги. «Цель этого благословения», - говорит раввин Адин Штайнзлиц в своей книге «Молитвенник и молитва», - «с одной стороны – молиться о гибели вероотступников-доносчиков, а с другой – устрашить их».
[Зеэв Галили]

http://www.israel-forum.org/archive/index.php/t-17691.html
Гностицизм родился скорее всего в иудаизме, перед началом нашей эры и был уничтожен христианами около 4 в. нашей эры. Его часто называют "пессимистической религией", хотя на самом деле он скорее "мистический экзистенциализм". В иудаизме того времени назревал дуализм, который иудеи "подцепили" у зороастрийцев во время Вавилонского плена. Апокалиптические настроения, постоянные войны - все это способствовало переменам в массовом сознании. (Даосизм тоже сформировался в продолжительное время гражданских войн в Китае, кстати. Видно это хорошее время для философии Улыбка ). Некоторые "ереси", секты иудеев развили идею дуализма дальше, впитывая теперь кроме иудейской также греческую философию (аллегорическое толкование священных текстов у стоиков, неоплатонизм) и мистерии Ближнего Востока. Именно одной из гностических сект и были христиане. Далее, по ходу укрепления позиций последнего, гностицизм впитал и многие мотивы Христа, Сына Божьего (однако преобладал докетизм, соответствующий аллегорическому восприятию догм), тем более для этого была хорошая база в виде мистерий.
В конце концов иудаизм отказался от дуализма, вернувшись в свое бывшее состояние индифферентности, зачатки дуализма остались в основном в мессианской идее. Дальнейшее развитие пошло только в мистическом плане, в Каббале, где они в принципе продолжили путь гностиков. Христианство же развило идею дуализма, введя ее в свою догму, однако полностью пренебрегая одной частью - зло, тьма, инь, женское и т.д. До сих пор христиане избегают называть свою религию дуалистической, прикрываясь принципом privatio boni св. Августина (зло есть отсутствие добра. добро от Бога, зло от человека). Гностицизм, хоть и имел огромное влияние на первых христиан (вернее тогда вряд ли кто-то мог отличить христианина от гностика), например Ориген или Климент Александрийский и др. Однако после становления христианских догм, был объявлен ересью и уничтожен. Осталось очень мало гностических текстов.

znanie(16k) — "Знание в изгнании". Дмитрий Сливняк.
Статья о гностицизме, с юмором написанная. В ней есть несколько точных замечаний. Правда в конце автор почему-то скатывается чуть ли не на пропаганду гностицизма. Как-то это странно.


Недавно беседовал с одним человеком, который называл себя магом и утверждал, будто может получить любую информацию о чём пожелает. Я спросил у него: "Так что же в действительности проповедовал Иисус, и как на самом деле всё происходило?"

Ответ мага: "Иисус с братом Яковом были правоверные иудеи, они подбивали народ на бунт против Рима, но облекали свою пропаганду в аллегорическую форму. За эту пропаганду римляне Иисуса и казнили. А римский агент апостол Павел получил задание "перевести стрелки" на евреев. Он представил всё дело так, будто евреи сами виноваты в казни Иисуса, а римляне даже были против."

Такая версия вызывает большие сомнения в способностях упомянутого мага. Неужели Павел сам (или с чьей-то помощью) придумал это новое учение? Такие вещи по заказу не делаются, совсем другой уровень. По заказу государственная бюрократия может родить только что-нибудь наподобие неказистого гибрида
"православие-самодержавие-народность".


На некоторых сайтах в интернете пишут, что Егор Гайдар у нас — гностик. Утверждают, что он сам себя так назвал. Это неправда. Я смотрел по TV передачу с его участием. Когда его спросили, верит ли он в Бога, то он ответил: "Я - агностик". Но так как он имеет привычку "проглатывать" гласные в начале слова, то прозвучало это как "я - гностик". И любой может в этом убедиться, введите в Яндексе два слова: "Гайдар агностик". Тщательнее надо проверять информацию, господа сетевые журналисты.


afonasin(9k) — интервью с Евгением Афонасиным. Он профессионально изучает историю гностицизма, много переводит. В этом интервью он в частности подвергает критике теософов и "оккультистов" за спекулятивный и ненаучный подход к наследию гностиков.


marcion_apostol(110k) — Сравнение двух разных вариантов посланий апостола Павла: канонического и изданного гностиком Маркионом. Автор пытается доказать, что Маркион обнародовал подлинные послания Павла, а общепринятая в наше время каноническая версия была создана путём редактирования текста Маркиона.

Маркион Синопский (85-ок.160) — гностик-дуалист, сын епископа, создавший церковную организацию "для народных масс" на основе гностического учения. По свидетельству ересиологов, он первый составил и издал тексты cвященного писания (свою версию). В противовес этому "ортодоксы" составили свой вариант евангелия — почти тот же самый, который мы имеем на сегодняшний день.

Существует сайт, посвященный Маркиону:
http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3827/Library.html Здесь можно найти евангелие Маркиона (текст был частично восстановлен по цитатам из трудов христианских ересиологов, так как оригинальный документ не сохранился). Также есть интересные статьи и исследования. Правда всё это на-английском.


Иреней, а вслед за ним и другие церковные писатели, "отцом всех ересей" и первым гностиком называют Симона Мага. Симон упоминается в Новом Завете и "Деяниях апостолов". Там не много сведений о нём, и все на уровне: "путался тут под ногами апостолов какой-то фокусник и проходимец". Как водится, его сочинения не сохранились, и информацию о нём приходится собирать по крупицам в трудах ересиологов. Интересную работу в этом направлении проделал некто "брат Нил":
http://apokrif.fullweb.ru/study/acts_simon.shtml

В качестве основного источника данных о Симоне и его мировоззрении автор использовал раннехристианское произведение "Климентины": "Беседы" и "Встречи" в разных редакциях. Это текст с иудейским уклоном — Иисус там представлен как один из иудейских пророков. Что интересно, апостол Павел представлен в нём как еретик, также как и сам Симон. И это, пожалуй, единственное сочинение, в котором Симону дают возможность высказаться. Перед нами встаёт мощная фигура философа, умнейшего человека.

Вообще, "Климентины" — текст очень яркий, захватывающий. Как пишут в интернете, он явился одним из источников немецкой «народной книги о докторе Фаусте» (историческом лице XVI в.), которая, в свою очередь, легла в основу разработок сюжета о Фаусте. К сожалению, русского перевода "Климентин" не существует, у меня есть только английский: clement.rar(287k)

Возможно, в ближайшем будущем кто-нибудь возьмётся за русский перевод "Климентин" с греческих и латинских оригиналов, с учётом уже имеющегося английского перевода.


discuss(155k) — обсуждение статьи Дм. Алексеева "Античное христианство и гностицизм" на форуме sufism.ru.

В защиту ортодоксальных взглядов выступали участники "силоам" и "Strannik". По-моему, единственный сильный довод в пользу ортодоксального истолкования христианского учения вот этот:
"Возникает вопрос почему именно эта традиция победила, ведь если формирование канона происходило в 1-2в. когда христианство не было еще признано государством и ей не мог помочь так сказать кесарь, то вполне возможно это исходило от тех христиан которые составляли главный костяк древней церкви. И они решали что действительно надо включить, что обьявить ересью, а что спрятать от большинства."


— Все религии ведут к одному.
— Почему?
— Так ведь это очевидно, во всех священных писаниях говорится о боге, добре.
— Реально везде говорится о разном Боге и разном Добре.

(c) М.Искрин   http://miskrin.narod.ru/works/articles/rag2.htm


НАРКОМАНЫ-ПСИХОНАВТЫ :-)

Церковный ересиолог Епифаний в своём трактате "Панарион" пишет о гностиках, что они «славились своими магическими ухищрениями, заклинаниями, приворотными зельями, праздниками  любви (filtra kaicarithsia), духами-союзниками, "галлюциногенами" (paredrouV kai oneiropompouV) и другими злодействами (kakourghmata)». «Окончательно затуманив себе разум, они убедили себя в том, что таким образом их души получают силу, достаточную для того, чтобы победить как самих архонтов и создателей этого мира, точнее сказать, ремесленников, так и всё ими созданное...».

"Панарион" написан около 374-376 гг. н.э. Христианство тогда ещё не было официально провозглашено государственной религией римской империи.

http://www.biblicalstudies.ru/Books/Afonasin3.html


Сохранился свод ранних римских законов о религии, так называемый «кодекс Феодосия». Он был составлен по указанию императора Феодосия II и опубликован в 438г. Ознакомление с этим кодексом помогает понять, каким образом христианство стало "государственной религией" римской империи и какие трансформации оно при этом пережило.

Историю "государственного христианства" можно отсчитывать с 380 года, когда императором Феодосием I (Великим) был издан эдикт de fide catolica (cunсtos populos):

    Мы повелеваем, чтобы все народы, которые подчинены нашему милостивому правлению, стали исповедовать религию, переданную римлянам святым апостолом Петром, которая была точно сохранена традицией, и которую сейчас исповедуют папа Дамас и епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Согласно учению апостолов и доктрине Евангелия, будем верить в единое Божество Отца, Сына и Святого Духа в их равном величии и Святой Троице. Мы даем последователям этой веры название кафолических христиан; а что касается остальных, которых считаем сумасбродными безумцами, мы присваиваем им позорное звание еретиков, и не разрешаем называть церквями их сборища. Они подвергнутся, во-первых, божественному осуждению, а во-вторых, строгим наказаниям от нашей власти, направляемой небесной мудростью.

Прямо по пословице: "Что не удалось победить, то следует возглавить" :-)
Император не собирается отказываться от своей божественности. Напротив, руководимому небесной мудростью цезарю лучше знать, кто верит правильно, а кто еретик.

В 383 г. Феодосий созвал "собор всех ересей", на котором заставил ересиархов представить ему письменное изложение их учений. Приняв от каждого такое изложение, Феодосий одобрил только ортодоксальное, соответствующее Никео-Константинопольскому символу веры, а остальные разорвал.

Не существует полного русского перевода кодекса Феодосия. Английский перевод есть, но я не нашёл его в интернете. Подстрочный перевод на русский язык некоторых законов кодекса можно почитать в этой статье: theod(50k)

Полный текст шестнадцатой книги кодекса Феодосия на латинском здесь


Недавно было обнаружено древнее апокрифическое "Евангелие Иуды". Вернее обнаружено оно было давно — около двадцати лет назад, и всё это время ходило по рукам разных тёмных личностей, главной заботой которых было срубить побольше бабок.

Здесь эта история описана во всех подробностях:
http://carians.jedi.org.ua/tiki-read_article.php?articleId=94
http://carians.jedi.org.ua/tiki-read_article.php?articleId=95

Сейчас переводом этого текста с коптского занимаются два профессора. Результат обещают обнародовать к Пасхе 2006 года. Похоже, владельцы хотят сделать из этого какую-то сенсацию. Хотя из тех фрагментов, которые профессор Хедрик уже опубликовал, видно, что это типично гностический текст, он очень похож на те апокрифы, которые были найдены в Наг-Хаммади, и ничего особо сенсационного не содержит.

ev_iuda(7k) — отрывки из апокрифического "Евангелия Иуды", переведенные профессором Хедриком (из его рабочих материалов);


liturg(6k) — о гностических истоках церковного богослужения, отрывок из "Лекций по исторической литургике" В.А. Алымова.

Что ни возьми – всё сначала появилось у гностиков. Сам собой напрашивается вывод, что "ортодоксы" (вернее те, кто впоследствии заняли господствующее положение в церкви) не обладали большим влиянием в ранней церкви, а скорее находились на периферии.


gnosis(138k) — расширенный и дополненный вариант статьи Дмитрия Алексеева "Античное христианство и гностицизм".

По-моему, автор не совсем прав, когда утверждает, что гностическое христианство полностью чуждо иудаизму. Во-первых, вне контекста иудаизма оно вообще непонятно, а во-вторых, и в Ветхом Завете есть тексты, проникнутые настроением вполне гностическим: "Экклезиаст", "Книга Иова", "Премудрость Соломона" (очень похоже на Софию).


Гностическое происхождение учения о мытарствах души.

Учение о посмертных мытарствах души не является догматом в православной Церкви. Мнение о нём среди верующих неоднозначное. Оно плохо вписывается в догматическое богословие, выглядит как нечто излишнее. В самом деле, зачем ещё нужен некий "Частный Суд" души?

Однако, это учение широко практикуется через поминовение умерших, через панихиды, а также в похоронных обрядах. Например, у одра умирающего члена Церкви читается тропарь: "Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного их словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно, отходяща от земли"

Это типично гностическая картина подъема души через эоны. Основная задача гностика при этом - миновать архонта (князя) мироправителя. Описание посмертного восхождения души встречается в нескольких гностических апокрифах.

В католическом христианстве никаких мытарств нет. Я предполагаю, это из-за того, что Рим с самого начала был "антигностическим" центром империи. На востоке же многие гностические "пережитки" сохранились, хотя и в сильно искажённом и деградировавшем виде.

http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=48565


В 2000 году Новгородской археологической экспедицией был найден кодекс (дат. около 1020 г. н.э.) – триптих из трех навощеных дощечек. Это древнейшая книга Руси. Помимо основного текста – двух псалмов, кодекс содержит «скрытые» тексты, сохранившиеся в виде слабых отпечатков на дощечках под воском.

Академику РАН Андрею Зализняку удалось восстановить значительную часть «скрытого» текста. Оказалось, что там есть около-богомильские (или павликианские) еретические высказывания.

Кто такие павликиане и богомилы? Пётр Сицилийский в своём сочинении прямо называет павликиан наследниками древних гностических ересей. А болгарских богомилов можно считать продолжателями дела павликиан. Через богомилов на Русь проникали еретические сочинения, ортодоксы называли их "болгарскими баснями".

novgorod(11k) — две статьи о Новгородском кодексе из интернета.

mitrius(41k) — обсуждение расшифрованных фрагментов.

Гностицизм в Евангелии от Иоанна

turmel(63k) — Жозеф Турмель, "Маркионитское происхождение четвертого Евангелия".

Автор делает смелое предположение, что четвёртое Евангелие (от Иоанна) было создано в маркионитской общине. На самом деле, правильнее было бы говорить об идейной общности этого Евангелия и учения Маркиона.


ГНОСТИКИ И МАГИЯ

Ересиологи обвиняли гностиков в занятиях магией. И не только они. Философ Плотин писал в своём трактате "Против гностиков":

"Есть еще один пункт в их учениях, который уже попросту вызывает отвращение. В якобы священных формулах, которые ими же и сочинены, они вещают о самых божественных, трансцендентных сущностях просто произнося заклинания, заговоры и напоминания о предшествующих событиях. Они уверяют, что высшие силы, послушавшись призыва и ведомые словом станут служить нуждам любого из тех, кто обучен ими подобным трюкам: каким-то мелодиям, звукам, особым образом направляемым вздохам, шипящим плачам, взвываниям и т. п., чему приписывается магическая власть над истинно-сущим. Хотелось бы знать, как, по их мнению, подобные вещи могут воздействовать на бестелесные субстанции. Неужто им не очевидно, что сила, которую они приписывают собственным словам, так бесконечно далека от величия Божия?"

Цельс в своём полемическом сочинении "Правдивое слово" также неодобрительно отзывается о магических практиках ранних христиан:

"Сила христиан заключается в знании имен некоторых демонов и в применении заклинаний. Чудеса, которые якобы проявил Иисус, он сумел совершить при помощи колдовства."
"Если бы сын божий был у вас действительно словом, мы бы вас похвалили. Но ваш Иисус только хвастун и колдун." (здесь Цельс передаёт мнение иудеев)
"Особенно удивительно у них следующее: они толкуют про какие-то надписи между небесными верхними кругами, особенно же какие-то - "большую и меньшую", "сына и отца"; они обещают какое-то магическое волшебство, и это для них верх мудрости. Они пользуются магией и волшебством, называя какие-то варварские имена демонов; ... Стоит ли мне перечислять всех тех, которые заповедали очистительные обряды, гимны, искупления, заговоры, биение себя в грудь, ряжение в демонов, разнообразные амулеты в виде одеяний, чисел, камней, растений, корней и вообще самых разнообразных предметов? У некоторых христианских пресвитеров я видел варварские книги, содержащие имена демонов и волшебные средства;" (критика с позиции философии)

Конечно, если следовать ветхозаветным нормам, то занятия магией (волхвование) - это тяжкое преступление. Оно наказывается смертью:
"Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них. (Левит 20:27)"
Православная церковь волхвование также не приветствует. В четвёртом правиле "Номоканона" сказано, что маг, осознанно прибегающий к помощи демонов, отлучается на 20 лет, как убийца. В кодексе Юстиниана для магов предусмотрены жестокие наказания.

Однако с гностической точки зрения занятия магией вполне оправданны. Гностики не почитали несовершенного Демиурга и его закон, и часто поступали вопреки ветхозаветным установлениям.
Кстати говоря, Иисус и апостолы никогда прямо не высказывались против магии (если не считать некоторых фрагментов "Деяний", происхождение которых сомнительно). Напротив, евреи обвиняли Иисуса в колдовстве.
Иисус не только сам творил чудеса, но и других призывал последовать его примеру:
"верующий в меня, дела, которые творю я, и он сотворит, и больше сих сотворит", "если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;"

Сохранилось довольно много письменных памятников поздне-античной магии. Особо интересны греческие магические папирусы из Египта. В них упоминаются имена и сюжеты из гностических сочинений.
Вот несколько фрагментов, которые дают представление о магии гностиков: magia(15k)

Кто желает подробнее ознакомиться с историей античной магии, могут обратиться к работам Андрея Петрова. Например, прочитать его монографию "Теургия" (ссылка1 ссылка2)


vituh(26k) — симпатичное интервью Алины Витухновской, требует вдумчивого чтения и размышлений.


Послание к Евреям и гностические эоны

Ириней Лионский пишет о гностиках:
"И Павел, говорят они, многократно весьма ясно называет эти эоны, и даже соблюл и порядок их, сказав так: во все роды веков века (Еф. 3:21). Да и мы, когда, при благодарениях говорим: во веки веков, означаем этих же эонов. И где только употребляется век или века, везде они находят указание на этих эонов." ("Против ересей")

Он считает, что гностики сами выдумали иерархию эонов. Но если мы обратимся к каноническим текстам, а именно - посланию к Евреям, то увидим, что некоторые места трудно истолковать иначе:

"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки(эоны-греч) сотворил." (Евр. 1:1)

"Верою познаем, что веки(эоны) устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое." (Евр. 11:3)

Понятно, что слово "эон"-век встречается во многих местах Нового Завета, но здесь оно употребляется именно в гностическом смысле. Как получилось, что Ириней этого не заметил? Ведь в своей книге он цитирует послание к евреям, хотя прямо его не называет.

Несмотря на то, что существуют серьёзные сомнения в павловом авторстве этого послания, в церкви оно считается древним и богодухновенным:
http://www.blagovestnik.org/bible/macdonald/md65.htm

Следовательно, иерархия эонов это не выдумка гностиков.


puma(11k) — "Цунами и теодицея. Гностический взгляд", Джереми Пума;
я не со всем согласен в этой статье, но разбор несообразностей "традиционных" монотеистических религий (в основном традиционного христианства) выполнен безупречно.


Новое
pavel_hrono(58k) — "Апостол Павел. Сверка хронологий канонических текстов", Влад Вальберг.

В статье сопоставляются два варианта хронологии служения апостола Павла: по версии Послания Галатам и по версии Деяний Апостолов. В этих канонических текстах есть существенные разногласия в описании жизни апостола. Автор приходит к выводу, что книга Деяний не является достоверным источником информации, а скорее является результатом мифотворчества "ортодоксов". Исследования автора подтверждают выводы Поля Луи Кушу.


"Гностические" картины Здислава Бексинского:

Записан
Верп

Offline Offline


не даром дар даром не дар


topic icon
« Ответ #3 : 27 Октябрь 2015, 09:37:55 »

<...ГНОСТИЧЕСКАЯ ПЕРЕОЦЕНКА
Гностическое нападение на классическую позицию отобрало это наиболее ценное понятие космоса для его наиболее радикальной переоценки. Оно направило против него полную силы традицию, описанную нами, не в меньшей степени воплощенную в самом названии «космос». Сохраняя это имя для мира, гностики сохранили идею порядка как главную особенность того, что они постановили обесценить. Действительно, вместо отрицания миром атрибута порядка (который теоретически мог привлечь к исполнению космический пессимизм), они превратили этот самый атрибут из атрибута восхваления в атрибут посрамления, и по мере развития процесса подчеркивали это. Как мы увидим, когда обратимся к понятию судьбы, это истинные особенности порядка, управления и закона, которые не только покинули гностически переинтерпретированный мир, но даже увеличили свою силу и воздействие на человека — но по своему духовному качеству, своему значению, своей ценности полностью изменились.
Будет преувеличением сказать, что божественность космического порядка превратилась в свою противоположность. Порядок и закон здесь тоже являются космосом, но суровым и неблагоприятным порядком, тираническим и злым законом, лишенным смысла и благости, чуждым целям человека и его внутренней сущности, не имеющим предмета сообщения и подтверждения. Мир, освобожденный от божественной сущности, имеет свой порядок: порядок пустоты божественности. Таким образом, метафизическое обесценивание мира доходит до концептуального источника представления о космосе, то есть понятия порядка как такового, и оно, со всеми его искаженными свойствами, включается в новую, менее качественную концепцию физической вселенной. Таким образом термин «космос», наделенный всеми его семантическими ассоциациями, может перейти в гностическое использование и может там, с перевернутым ценностным знаком, стать столь же символичным, как и в греческой традиции.
«Космос», следовательно, становится во вновь появившемся взгляде на вещи подчеркнуто отрицательным понятием, возможно, довольно сильно подчеркнутым, поскольку здесь оно более эмоционально нагружено, чем когда оно существовало в греческой мысли как позитивное. Эта отрицательная концепция, разумеется, уравновешивает новую положительную концепцию надмирного божества. В отрывке из Цицерона мы находим, что космос есть Все, т. е. ничто не существует за его пределами и не существует ничего, что не было бы его частью, и что это всеобъемлющее целое есть Бог. Это — специфическая позиция стоического пантеизма; но и в структуре Аристотеля отношение Природы к божественному Нусу, хотя последний не присущ миру, приводит в конечном счете к тому же результату представления мира как проявления божественного; и даже высший трансцендентализм Плотина оставляет эту связь нетронутой. Гностический Бог не просто внемирен и над мирен, но в своем конечном значении противомирен. Возвышенное единство космоса и Бога сломалось, двое разорвались, и открывшаяся пропасть никогда полностью не закроется: Бог и мир, Бог и природа, дух и природа разъединились, стали чужими друг другу, даже противоположными. Но если эти двое чужды друг другу, тогда и человек и мир чужды друг другу, и это с точки зрения чувства действительно подобно первичному явлению. Существует базовый опыт абсолютного разрыва между человеком и тем, где он ощущает себя временно проживающим, — миром. Греческая мысль была способна к грандиозному выражению человеческой принадлежности миру (если не откровенно земной жизни), и через познание, что вызывает любовь, стремилась увеличить близость с родственной сущностью всей природы: гностическая мысль вдохновлялась мучительным открытием человеческого космического одиночества, полной непохожести его бытия на бытие вселенной во всем объеме. Это дуалистическое настроение лежит в основе всей гностической позиции и объединяет очень разнообразные, более или менее систематические выражения, которые эта позиция получила в гностическом ритуале и вере. Это — на первичной основе человеческого дуалистического настроения — страстно прочувствованный опыт человека, который оставили отчетливо выраженные дуалистические доктрины.
Дуализм между человеком и миром постулируется в качестве его метафизического двойника — дуализма между миром и Богом. Это двойственность не дополнительных, но противоположных терминов, полярность несовместимого, и это явление господствует в гностической эсхатологии. Гностическая доктрина выражает двойственность, или скорее ощущение, лежащее в ее основе, с различных объективных позиций. Теологический аспект утверждает, что божественность не принимает участия в заботах о физической вселенной: что истинный Бог, строго надмир-ный, не открыт и даже не указан миру, и, следовательно, Неизвестный, совершенно Другой, непознаваемый с точки зрения любой мирской аналогии. Соответственно, космологическая позиция утверждает, что мир есть творение не Бога, но некоего низшего принципа, чье низкое положение есть искажение божественного, и главные особенности которого — сила и власть. И антропологический аспект утверждает, что внутренняя человеческая самость не является частью мира, творения и владения Демиурги, но появляется в пределах этого мира как глобально трансцендентная и несоизмеримая со всеми космическими формами бытия, поскольку является их надмирным двойником, неизвестным Богом извне....>
Гностицизм
Ганс Йонас
Записан

св я то  св ето  св и то
от с таинством до с таинством
ally

Offline Offline


Все принять От всего отказаться Все обновить.


topic icon
« Ответ #4 : 27 Октябрь 2015, 10:38:59 »

Гностическое нападение на классическую позицию

Это чушь. Сначала был гностицизм, а потом - "классическая позиция", которая представляет собой не более чем непонимание изначальной мудрости.

гностики сохранили идею порядка как главную особенность того, что они постановили обесценить.

Это опять чушь. Гностики ничего не постановляли, они описывали и описывали настоящую космогонию. Если брать этот отрывок и само понятие "космос" - то, не сложно убедиться - что гностическая философия описывает более сложный ПОРЯДОК чем более поздние искажения, выдаваемые за "классическую позицию".

истинные особенности порядка, управления и закона, которые не только покинули гностически переинтерпретированный мир

О чем это? Берем любой древний текст, например Египетский (который точно был раньше того понимания "порядка", о котором пишет автор) и убеждаемся - что этот текст содержит концепцию Гнозиса.

божественность космического порядка превратилась в свою противоположность.

Что за бред? Что может быть противоположно Богу? Гностики утверждают что Бог есть - всё сущее. Что утверждает автор?

но суровым и неблагоприятным порядком, тираническим и злым законом, лишенным смысла и благости, чуждым целям человека и его внутренней сущности, не имеющим предмета сообщения и подтверждения. Мир, освобожденный от божественной сущности, имеет свой порядок: порядок пустоты божественности. Таким образом, метафизическое обесценивание мира доходит до

Ну, дурака учить - только портить. Недавний отрывок "ты давно в аду" (видео) - очень хорошо иллюстрирует то - что реально чувствует яко бы здешний порядок божественности.
Хотя гностики никогда не отрицали ни Космоса, ни "божественности", ни ценности мира, НО они (гностики) сообщали - каким именно образом проявлена здесь Божественность. Или автор будет отрицать что Люцифер - первородный Сын Бога?

Гностическая доктрина выражает двойственность, или скорее ощущение, лежащее в ее основе, с различных объективных позиций.

Нет. Автор выражает свою тупость. Всего лишь. Хорошо бы спросить о "двойственности" Истиной Пары (Нагуаль-Тональ). Но, всем умствующим теоретикам и комментаторам непонятых текстов это недоступно. Для осознания смысла этих вещей нужен непосредственный опыт личного переживания Гнозиса.


Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Трасса 60: Форум о Духовном Пути: Гнозис, Эзотерика, Герметизм, Дао, Кастанеда, Розенкрейцеры, Алхимия, Преображение...
illusiy.net rss feed RSS | Illusiy.net © 2009-2017 | Sitemap | Powered by SMF | SMF © 2017, Simple Machines LLC | Theme by Harzem

Рекомендуем: Духовная Школа Золотого Розенкрейца | Ally ЖЖ