Трасса 60
Умолкнет хор иллюзий стоголосый пред Светом распускающейся Розы...
 
*
Приветствуем тебя на Трассе 60, Гость.
Этот форум создан как место для взаимодействия людей, ищущих возможности реализации истинного предназначения человека.
23 Октябрь 2017, 19:55:41


Страниц: [1] 2 3
  Печать  
Автор Тема: Шаманы  (Прочитано 7342 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
аlly

Offline Offline



topic icon
« : 07 Январь 2009, 12:54:20 »

Мерседес де ла Гарса

Шаманы

Индейское мировоззрение включает не только видимую и осязаемую реальность. За этой реальностью находятся другие сферы, где правят силы, благодаря которым существует Вселенная (космос).
Согласно индейскому мировоззрению, Человек имеет дуальную природу, состоящую из тела и духа. Человек обладает способностью переходить в таинство той или иной сущности, перемещая границы доступа в них; такой переход можно осуществить лишь пребывая в особом состоянии, когда дух отделяется от тела; это состояние может иметь место в силу самых разных причин и при различных жизненных обстоятельствах, а сам переход может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным.

Отделения духа от тела можно достичь во сне или экстатическом трансе. Сон свойствен всем людям, и является нормальным состоянием человека. Транс является исключительным и преднамеренным актом, и его достигают лишь те, кто был избран сакральными силами, предварительно пройдя через инициацию и обучение, посредством которого достигается умение управлять магической силой и контролировать свой душевный потенциал, поднимаясь до уровня сверхъестественного существа. Практикующие религиозный транс занимаются извлечением духа из тела, и называются «нагвали» - именно так их называли науа (отсюда и сам термин), и так их называли майя. Поскольку само слово «нагваль» за последующие века претерпело различные смысловые изменения, особенно в интерпретациях святых отцов колониальной церкви, то мы предпочтем обобщенно называть их «шаманами», так как это слово превратилось в общепринятый термин, который ведет свое происхождение из Сибири.

Начиная с доколониальной эпохи и по настоящее время, в мире науа и майя существовали шаманы, то есть индивиды, наделенные особой силой благодаря своей сверхъестественной способности управлять состоянием экстатического транса; это состояние достигалось суровой практикой аскетизма, в частности – постами, бессонницей, воздержанием, добровольными жертвоприношениями, сопровождаемыми медитацией, танцами и ритмическими песнопениями, а также принятием внутрь или наружно психоактивных веществ – как в виде галюциногенных грибов и растений, так и дурманящих напитков. Само состояние транса имело целью извлечь дух из тела при полном сохранении сознания и возможности контролировать свои действия; таким образом, шаман мог «видеть» то, что сокрыто от других, а «видеть» - означало «знать». Шаман мог подняться на небо, спуститься в потусторонний мир, пробежать длинное расстояние за несколько секунд; шаман мог общаться с богами и мертвыми, с душами еще живущих людей, и со своим собственным alter ego в образе животного. Помимо этого, шаман имел способность превращаться в животных и в жизнетворные жидкости (например, кровь), а также в природные явления (лучи, огненные шары или кометы); шаман мог управлять силами природы (например, выпадением града), но самое главное - он мог «видеть» причину заболеваний и назначить курс магического излечения. Шаманы также были и остаются знатоками и толкователями снов, и кроме того, они умеют применять священные растения и дурманящие напитки, содержащие психоактивные вещества - как для общения с потусторонними силами, так и для целительства и ясновидения.
В данной работе мы ограничимся рассмотрением целительских функций шаманов у науа и майя, и предложим общую историческую точку зрения, начиная с доиспанских времен до настоящего времени.

Под заболеваниями духа мы понимаем преимущественно психосоматические заболевания, на которые обычно жалуются индейцы. Прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо констатировать, что значительное количество болезней, по утверждению большинства медиков, имеет психосоматический характер. Следовательно, чтобы узнать о медицинской системе в той или иной культуре, необходимо постичь контекст этой конкретной культуры, ее видение окружающего мира и самой жизни, а также знания о человеческом теле, которые и будут определять, что можно считать здоровьем и заболеванием, и в связи с этим, какие методы лечения будут применяться. В каждой культуре существуют специфические виды болезней, для излечения которых существуют конкретные терапевтические методы. Человек западной культуры никогда не заболеет черной меланхолией, от которой колотится сердце (flato) , либо рассеянием (barajusto), либо вспучиванием живота, внутри которого движется некая живая материя (pochitoque), либо чесоткой от живого паука, который попал под кожу (mal de araña). (2) Западный человек не сможет исцелиться при помощи магии, заклинаний и молитв, равно как и западные препараты-плацебо не подействуют на какого-нибудь тохолабаля или чоля. Этим мы ни в коей мере не хотим сказать, что не существует болезней, объективно вызванных биологическими или физическими факторами, и мы не отрицаем научную медицину, которая обладает комплексным объективным знанием о человеческом теле и его заболеваниях, но вместе с тем мы признаем, что объективно существует достаточно большой процент заболеваний психосоматического характера, и в этом смысле весьма показательно признание известной масатекской шаманки Марии Сабины, которая утверждала, что в первую очередь заболевает дух, и поэтому чтобы излечить тело, нужно начать с излечения духа.

Доколониальная эпоха

В преиспанской культуре у науа существовали самые разные виды шаманов, которые с одной стороны, могли насылать различные болезни, а с другой – исцелять их. Имеется ввиду, что один и тот же шаман мог быть «плохим» и «хорошим», то есть его сила могла быть одинаково направлена как на благополучие и здоровье другого индивида, так и на его разрушение.

Среди шаманов науа особо выделялись nahualli, или «знающие», которые обладали сверхъестественными силами, позволяющими им превращаться в различных животных. Nahualli пользовались уважением, и к ним шли за серьезным советом.

«Хороший» шаман был целителем и защитником; «плохой» - насылающим злые чары, порчу и болезни. В любом случае, каждый шаман, обладающий способностью превращения, назывался nahualli; превращаясь в животное, шаман делал его своим двойником (nahualli). Например, tlacatécolotl – человек-сова (который также обладал способностью превращаться в собаку), считался злокозненным колдуном, который мог наслать болезнь жертве путем сжиганием деревянной фигурки с ее изображением, проливанием на фигурку своей собственной крови, или даже мог поднести жертве отравленное питье. Такие злокозненные нагвали назвались tecotzquani (поедатели ножных икр), и teyolloquani (поедатели сердец), потому что они занимались черной магией. Их магия заключалась в одевании деревянной фигурки жертвы в похоронные одежды, и в последующем сжигании этой фигурки с целью вызвать смерть выбранной жертвы. Покровителем злых шаманов считался Науальпилли – один из образов Тескатлипоки. А среди «благодетельных» нагвалей существовали teciuhazqui, или заклинатели дождя и града (graniceros), которые могли вызвать дождь и град, и заклинаниями остановить их.

Шаман, который специализировался на целительстве, назывался ticitl – «тот, кто практикует медицину - ticiotl». Считается, что такие «курандеро» обладали особыми познаниями в травах, рвотных снадобьях, лекарственных напитках и практике надрезаний; они также умели насылать болезни и соблазнять женщин, чтобы затем сделать их жертвами своего колдовства. Эти шаманы практиковали множество побочных специальностей, в частности шаман-paini занимался ясновидением, имел особые познания в применении галлюциногенов и лечил преимущественно душевные заболевания. Такие курандеро проходили религиозные инициации, состоящие из акта смерти и последующего схождения в потусторонний мир, где они получали специальное обучение в области медицины – в искусстве диагностики, методах лечения, и получали знания о священных травах. Для диагностики применялось ясновидение, для которого применялись самые разнообразные средства: при помощи узелков, веревочек, семян кукурузы, воды, ритуального календаря, знамений, толкований сновидений и применение галлюциногенных и психоактивных растений, как то: грибов, пейота, ололиуки (ololiuhqui – вьюнок пурпурный), дурмана обыкновенного (toloache), разновидности дурмана (tlápatl), полыни (estafiate, istafiate), и прежде всего – табака (picietl). (3) Толкователем галлюцинаций выступал сам «paini» - «выпивающий зелье» - то есть тот, кто сам употреблял галлюциногены а затем проводил диагностику, или же заставлял выпивать травяное зелье своего пациента. К «паини» обращались при особо долгих и тяжелых болезнях, которые, как предполагалось, были вызваны колдовством. В частности, в текстах упоминаются такие болезни, как испуг, тоска и «сердечная тошнота». Заболевший, после применения галлюциногена, сам начинал показывать на те части тела, где гнездилось заболевание.

Другой «ticitl» производил диагностику путем толкования сновидений. Такой шаман назывался temiquiximati - «знаток сновидений», и хотя в его распоряжении были книги с различными толкованиями снов, он проводил диагностику в основном благодаря своим сверхъестественным силам и своей способности управлять духом, отделенным от тела. Этих шаманов, по роду их занятия, называли «детьми ночи», в честь Тескатлипоки и Малинальшочитль, колдуньи и сестры самого Уицилопочтли. Она была злобной дикаркой, «хватательницей за икры, обманщицей людей, сводящей их с верного пути, усыпительницей людей, которая заставляла их поедать гадюк и филинов, превращая их в сороконожек и пауков… и творя колдовство… была она подлой негодницей, - пишет Тесосомок» (1975, р.28 )

Среди древних майя было множество самых разных шаманов, и в первую очередь шаманами были сами правители, которых изображали на стелах с жреческими атрибутами и инсигниями высшего небесного божества, именем которого они управляли. В колониальных текстах киче и какчикелей их называли «nawal winak» - «люди-нагвали», и давали описание их сверхъестественных сил, в частности - их способности превращаться в ягуаров и других животных, подниматься на небеса, спускаться в потусторонний мир, обладание большой физической силой и чрезвычайно острым всепроникающим взором, который имел ясновидящую силу. В текстах не упоминаются методы, которыми пользовались правители, нет и упоминания о священных растениях, однако имеются ссылки о том, что правители могли исцелять и употребляли галлюциногены, как это водилось у науа. В текстах, однако, упоминаются суровые практики аскетизма, которым следовали правители, и ритуальная атрибутика, которая, в свою очередь, являлась отличительным знаком их власти. Атрибутика включала в себя кости орла, ягуара и пумы, голову и ноги оленя, черные и желтые камни – очевидно, используемые для прорицания, а также перья цапли, кецаля и голубой танагры, хвост сарыча, табак, каменные фигурки грибов и шипы для ритуала кровопускания; также упоминаются «травы для омовения», которые очевидно были лекарственными растениями.

В эпоху Конкисты, у юкатанских майя шаманами были жрецы, которые выполняли отдельные функции: «uaiaghon» - колдун, «ah pul yaah» - колдун-насылатель болезней, «h´men,» - колдун, который превращался в животное (название дожило до наших дней), и «чиларес», которые пророчествовали в состоянии транса, лежа на спине прямо на земле, и по всей видимости, вызывали состояние транса при помощи травы ололиуки. Шаманы были целителями и чародеями, которые лечили при помощи кровопускания и умели предсказывать судьбу, бросая жребий. В месяце Сип шаманы отмечали свой праздник: они доставали свои атрибуты – божков медицины (Ишчель и Ицамну), и камни, разбрасываемые при предсказании судьбы (ам), а также многие другие предметы.

Колониальная эпоха

В колониальную эпоху нагвализм и шаманизм пытались идентифицировать с колдовскими практиками, существующими в Европе, чтобы определить некое сходство между ними, и в частности – в процессе превращения колдуна в животное. Эта практика, как считалось, была занесена в Европу некоей демонической и порочной сектой из Египта, и таким образом, в представлениях конкистадоров, а позднее и самих индейцев, индейские верования стали ассоциироваться с черной магией и сделкой с дьяволом. Тем не менее, шаманские ритуалы продолжали совершаться, хотя и тайно, чему есть множество свидетельств, полученных в результате преследования шаманов. В частности, в 18 веке Хасинто де ла Серна, Руис де Аларкон, Мархиль де Хесус и Нуньес де ла Вега оставили точные описания шаманских практик Центрального Плоскогорья и Чиапаса. В той местности шаманы назывались «poxlom» (от слова «pox», медицина, что свидетельствует о том, что шаманы занимались, в основном, целительством). Нуньес пишет: «…нам представилось, что это был сам дьявол, который словно мяч или огненный шар, пролетел по воздуху в виде звезды или кометы со шлейфом». (Nuñez, 1988, p. 756). Тексты подтверждают, что шаманы занимались медициной, и для исцеления практиковали исповедания грехов и «зловонные снадобья» - в частности, юкатанские ведьмы клали под подушку тлáпатль (дурман-траву), или давали своим пациентам ее понюхать, чтобы те потеряли рассудок. Были и чернокнижники, которые занимались любовным приворотом и умели переноситься, по словам Мархиля, в «фантомный рай», где принимали участие в различных пиршествах и совокуплялись с женщинами, - после того, как в полночь оборачивались три раза вокруг себя. Таким же образом они превращались в животных, кости которых хранили и поклонялись им по ночам, в то время как сами занимались продажей какао; из этого мы можем заключить, что шаманы употребляли галлюциногенные вещества.

На территории, где проживали науа, в колониальную эпоху монахи находили спрятанные в домах сосуды из тыквы (tecomates), или корзины, где хранились вещи, передаваемые по наследству шаманом-paini (el itlapial), внутри которых находились копаль, вышитые платки, фигурки божков, деревянные жабы, инструменты для самостоятельного жертвоприношения и галлюциногенные растения. Для шаманов той эпохи, как и для шаманов доколумбовых времен, было необходимо добиться состояния экстатического транса, так как только в этом состоянии они могли узнать причину заболевания духа. Лечение, проводимое шаманом-paini сначала предполагало определение подходящей даты, затем украшение выбранного для ритуала помещения (santoscalli) ветками растений, орошение его ароматами, и наконец, возжигание свечей. Затем шаман-paini закрывался в полной тишине и одиночестве, и выпивал галлюциногенное питье, которое заранее было приготовлено человеком, прошедшим очистительный ритуал. Затем шаман входил в транс, и в состоянии транса давал ответы. В случае порчи, он мог назвать даже имя колдуна, наславшего порчу. Галлюцинация подразумевала явление самого божества, заключенного в растении, и это божество подавало правильный ответ; точнее говоря, это божество входило в тело шамана, проявляясь в его человеческом облике, и вещало через рот человеческим языком. Существо, которое являлось при галлюцинировании, могло принимать различный облик, согласно характеру принимаемого галлюциногена: ипомея (вьюнковое растение) обычно вызывала видение черного человечка, пейот вызывал видение старика; другие растения вызывали видения ангелов. Короче говоря, каждое растение имело свой образ.
Записан
аlly

Offline Offline



topic icon
« Ответ #1 : 07 Январь 2009, 12:54:50 »

Настоящее время

В современных индейских общинах науа и майя можно встретить уцелевшие формы шаманизма, основанного на все тех же базовых идеях о возможностях трансформирования шамана в различные существа, и его способности к ясновидению и целительству. Современный шаманизм среди науа и майя настолько сложен и имеет такие широкие границы, что в данной работе мы ограничимся пересказом некоторых преиспанских традиций, имеющих отношение к излечению заболеваний духа, потому что эти древние традиции все еще продолжают существовать – с учетом логики их изменений в ходе исторического процесса - наряду с новыми верованиями и традициями. В штатах Мехико, Морелос, Пуэбла и Веракрус в основном сохраняется шаманская традиция науа. Эти шаманы придерживаются конкретной специализации – например, среди них есть «гранисерос» (заклинатели дождя), а другие шаманы по-прежнему специализируются на исцелении заболеваний духа. Что касается общин майя, то там шаманы занимают главное место, так как они занимаются не только целительством, но играют важную социально-политическую роль, будучи советниками и наставниками общины. Как и в прежние времена, шаман узнает о своем предназначении во сне или в состоянии болезни, и находясь в этом состоянии, начинает постигать свою новую должность целителя (курандеро) и ясновидящего; другими словами, инициация проводится в именно том состоянии, когда дух отделен от тела. Предназначение некоторых шаманов было предопределено еще до их рождения. Другие становятся шаманами в результате тяжелого душевного потрясения, например, после смерти ребенка. Многие учатся исцелять, общаясь с душами мертвых или других шаманов в своих сновидениях, где существуют иные пространственные измерения.

Как майя, так и науа продолжают верить, что существует целый ряд болезней, вызванных сверхъестественными силами и существами. Продолжает бытовать мысль о том, что патология вызывается определенным поведением индивида, который, преступая социальные и моральные нормы, навлекает на себя гнев богов. Наказание может проявиться в том, что духи предков покидают животного-двойника этого индивида, и животное-двойник начинает бродить в полном одиночестве и забвении по горам и долам, отдаваясь во власть любого встречного злого духа, который может пожрать или разрушить его. Иногда боги потустороннего мира могут сами явиться индивиду в заколдованном виде – это может быть змея, муравей, радуга, «сомбрерон» (огромная мужская фигура ужасающего вида в сомбреро), красавица-распутница Xtabay, и попугай-кусака (perico-agarrador), которые бродят по ночам и причиняют людям зло, насылая на них болезни. Заболевание также может быть вызвано знаком ритуального календаря, изменениями в равновесии тела, например, смещением типте (прим переводчика: tipté - некий мифический орган, который, по верованиям юкатанских майя, находится непосредственно за пупком, имеет округлую форму, и непрерывно пульсирует, управляя всеми функциями тела), а также сильными эмоциями, такими как испуг, злость, печаль или стыд (раздражение). Когда дух находится отдельно от тела, как например, во сне или в состоянии оргазма, он особо уязвим для внезапных заболеваний, и легко отдается во власть ночных и темных сил. Так, в частности, мертвец может явиться во сне и стать причиной заболевания в виде испуга.

Заболевания духа проявляются в бредовых видениях, потере речи, меланхолии, раздражительности, патологическом эротизме, в депрессии и сумасшествии; эти заболевания, в свою очередь, влияют на состояние тела, которое начинает страдать от лихорадки, вспучивания, болей, крапивницы, одышки и т.д., что напрямую может привести к смерти человека. Самое распространенное заболевание духа – это «потеря души». Можно свернуть душу с правильного пути, сильно напугав или поразив ее, например, в результате несчастного случая или злого наговора. Считается, что когда душа выходит из тела, ее сразу захватывают духи-хранители земли, рек и лесов, существа потустороннего мира, или некие воздушные субстанции злобного нрава, которые имеют собственную волю – «злые ветры». Например, вТепостлане (прим.переводчика: г.Тепостлан, Tepoztlan, находится в штате Морелос, неподалеку от г.Куэрнавака, и по традиции считается городом колдунов и всяческой магии) продолжают верить, что «ветры» обитают в оврагах и муравейниках – то есть, в тех самых местах, которые считаются потенциально опасными, т.к. «ветры» предпочитают нападать именно там. В этих оврагах также живет радуга, которая ассоциируется со злобным змеем. Даже плод в утробе матери может потерять душу, если мать его сильно напугана; а легче всего украсть душу у грудничков, так как у них на голове еще не закрылся «родничок». Потерянные души обычно остаются во власти «ветра» именно в том месте, где их застал испуг, или уходят в потусторонний мир (в Тлалокан). Когда душа теряется, то тело заболевает; симптомы этой болезни – потеря апетита, слабость, депрессия, долгий и тревожный сон.

Другой вид душевных заболеваний насылается человеческими существами - и самыми худшими из них. Самым распространенным видом этих заболеваний считается «злая порча», которую наслал колдун, и эта болезнь принимает разнообразные формы. Обычно колдуны насылают болезнь магическими заклинаниями или готовят отравляющее снадобье, которое при помощи «плохих ветров», угнездившихся в естественных отверстиях в теле жертвы, заливают его непосредственно в тело несчастного. «Злая порча» проявляется в полном психическом расстройстве и сумасшествии. Колдун может напустить волосы в глотку или желудок своей жертвы, и она умрет от асфиксии или острых болей; колдун может поселить в брюшной полости животных – крысу, броненосца, поросенка, щенка, жабу, гадюку или насекомых. Жертвы порчи испытывают жуткие боли и вскоре умирают. Колдуны могут заочно стерилизовать свою жертву, заморозив ее гениталии, (что затем излечивается паром лекарственных растений, направленным непосредственно на эти органы). В конце концов, колдуны могут «сократить час», а именно – намеренно вызвать смерть после продолжительной агонии. Сообщники колдуна – боги земли – пленяют животное, которое является двойником умирающего, и морят его голодом. Жертва слабеет, страдает рвотой и болями, вздутием живота и наконец – умирает.

Есть и другие виды порчи, насылаемой сверхъестественными силами, но уже ненамеренно – такая болезнь может быть вызвана «сильным взглядом» или излишним «жаром». Это особые виды энергии, которая накапливается с годами и превращается в мудрость; древние науа считали эту энергию частью «тоналли». Например, если женщина беременна, то она выделяет излишний «жар», который может навредить окружающим, и в первую очередь - детям. Болезни, вольно или невольно вызываемые окружающими людьми, обычно протекают очень тяжело. Именно поэтому тохолобали говорят, что «нет на свете хуже вреда, чем от людей» (Campos, 1983, p. 90). С душевными заболеваниями люди идут именно к шаману, потому что обычный курандеро не обладает достаточными знаниями в диагностике и лечении такого рода заболеваний. Шаман сразу начинает диагностику через ясновидение – тем же способом и такими же семенами, как и его предки в доколумбову эпоху. В наше время, ясновидение при помощи галюциногенных субстанций уже не так широко распространено, как в доколониальную эпоху (тем не менее, оно до сих пор сохраняется среди науа в Сьерра де ла Пуэбла, и в районе Тетела де Волькан, штат Морелос). И все-таки - расположение зерен маиса и их окраска по-прежнему рассказывают шаману о причине болезни: о том, кто ее наслал, и какое колдовство имело место. Другие шаманы проникают в суть болезни, катая яйцо по телу больного, раскидывая зерна перца и наблюдая за движениями своей икроножной мышцы во время сеанса консультирования. Однако самым главным методом диагностики по-прежнему остается проверка пульса, которая заключается в наблюдении за движением вен на запястье и предплечье больного. Их пульсация говорит шаману о характере болезни и о причине заболевания. Процесс диагностики заканчивается серией вопросов к пациенту, которые призваны привлечь внимание пациента к грехам, которые он когда-то совершил, и его собственным сновидениям, которые помогут открыть истинную причину болезни. Например, в Тепостлане, если кто-то заболевает «ветрами», то ему обычно снятся муравьи. Иногда шаманы проводят диагностику, занимаясь толкованиями своих собственных снов, как это имеет место в Сан-Мигеле, штат Пуэбла.

Толкование снов является обычной практикой среди шаманов, даже не столько с целью физиологической и психологической терапии, сколько для того, чтобы найти пропавших людей и потерянные вещи, а заодно посмотреть будущее. На церемонии исцеления иногда все присутствующие начинают толковать свои сны, и это толкование, несмотря на наличие некоторых общих символических образов, понятных всем присутствующим, носит очень личный характер. При всем при том, «толковать сновидения – это надо уметь», - так говорят шаманы Тепостлана, потому что «некоторые сны приходят из мозга, а другие – от соблазна». Это означает, что некоторые сны являются «настоящими», а другие – лживыми, то есть, одни содержат лживые образы, а другие честно отражают похождения души в то время, когда она была отделена от тела. Скорее всего, это понятие уходит корнями еще в доиспанскую эпоху, так как еще древние науа различали «сон напрасный» и «сон истинный». Колдуны, насылающие болезни, также обладают умением их лечить, и в первую очередь – те самые болезни, которые они же сами и наслали, в частности, сумасшествие. Поэтому такие колдуны, равно как и колдуны «хорошие», одинаково пользуются поддержкой одних и тех же святых, а именно – Св.Петра, которого почитают как среди науа, так и среди майя. Колдуны – знатоки обрядов, магических заклинаний и «контр-зелий». Когда шамана постигнет неудача, он идет просить совета у колдуна, который обладает бóльшим набором ресурсов. Когда болезнь продиагностирована, начинается церемония исцеления, которую шаман предварительно увидел во сне, когда его душа была отделена от тела. В процессе сновидения, духи других шаманов подсказывают возможные методы лечения и диагностирования, и учат применять эти методы на душах больных. Поэтому цоциль Мануэль Ариас утверждает: «Всё, чему учат через рот – теряется, потому что учение постигается только через душу». (Guiteras, 1965, p. 135).

Церемонии исцеления разнообразны и сложны, однако в них всегда присутствует воскурение копаля, чей дым питает богов; молитвы, где просят прощения и просят вернуть здоровье или потерянную душу; заклинания над больным телом с целью его исцеления и возвращения ему души; жгут свечи, кладут цветы и продукты питания. Часто убивают курицу или черного цыпленка, которого подносят богам взамен потерянной души. Ритуалы могут проходить как внутри помещения, так и в том месте, где душа потерялась – во время своеобразного паломничества к алтарям священных гор, долин и пещер. Помимо молитв и заклинаний, применяются другие методы – разминание больного тела, его обметание, обдувание, обмывание и кровопускание; болезнь также «высасывают» из организма, как это делалось в доколумбову эпоху, и больному подносят целительное питье или накладывают целительную смесь. Иногда исцеление приходит только тогда, когда душа будет полностью от дела – а именно, во время сновидения или в состоянии экстатического транса; чтобы добиться последнего, больному дают галлюциногены, как это до сих пор практикуется в Тетела де Волькан. Все эти верования и медицинские практики, несмотря на включение в них христианских молитв и новейших элементов, в сущности являются продолжением дожившей до нашего времени, в той или иной форме, доиспанской традиции, и находятся в полном согласии с концепцией индейского мировоззрения – взглядов индейцев на окружающий мир и живущего в нем человека.

(с)еть

PS: к понятиям "дух", "душа" и "сознание" еще вернемся. Обсуждение шаманизма продолжим.
Записан
аlly

Offline Offline



topic icon
« Ответ #2 : 07 Январь 2009, 12:55:37 »

Рене Генон.

Мы должны различать две тенденции: тенденция к тому, что мы называли "отвердением" мира, и — тенденция к его разложению, действие которого нам еще осталось уточнить, так как не надо забывать, что всякий конец с необходимостью, в конечном счете, представляет собою разложение проявленного как такового. С настоящего времени вторая из этих тенденций становится преобладающей; и действительно, прежде всего материализм в собственном смысле слова, который соответствует, очевидно, "отвердению" в его самой грубой форме (можно было бы даже сказать "окаменению", по аналогии с тем, что в этом отношении представляет собой минерал), во многом уже потерял свои позиции, по крайней мере, в области научных и философских теорий, если еще и не в сфере всеобщего настроения. С другой стороны, в соответствии с этим изменением, иллюзия безопасности, которая царила во времена, когда материализм достиг максимума своего влияния, в своей большей части рассеялась из-за самих событий и растущей скорости, с которой они развертывались, настолько, что сегодня, напротив, преобладающим впечатлением является нестабильность, простирающаяся на все области; а поскольку "прочность" с необходимостью предполагает стабильность, то это еще раз показывает, что точка наибольшей действительной "прочности" в соответствии с условиями нашего мира, была не только достигнута, но и уже превзойдена, и что, следовательно, отныне мир движется, собственно говоря, к разложению

Само ускорение времени, без конца возрастая и делая изменения все более стремительными, кажется, само идет к этому распаду, и в этом отношении, нельзя сказать, что было изменено общее направление событий, так как движение цикла все еще продолжает следовать тому же нисходящему направлению. Впрочем, физические теории, меняясь все скорее и скорее, как и все остальное, приобретают характер все более и более исключительно количественный, полностью облекаясь видимостью чисто математических теорий, и все больше и больше отдаляясь от чувственной реальности, которую они якобы выражают, этим самым вовлекаясь в область, которая может располагаться лишь под этой реальностью.
В постепенной редукции всех вещей от качественного к количественному есть точка, начиная с которой эта редукция больше не ведет к "отвердению". И, точка эта, есть та, в которой непрерывное количество переходит к прерывному количеству; тогда тела как таковые больше не могут существовать, они растворятся в чем-то вроде бесплотной "атомной" пыли; что, очевидно, является одной из возможных форм циклического разложения. Это разложение можно представить как "улетучивание" или "распыление" и, каким бы полным оно ни предполагалось, оно всегда оставляет "осадки", пусть даже неощутимые. С другой стороны, конец цикла, чтобы полностью осуществиться, предполагает, что все то, что заключено в этом цикле, полностью исчезнет как проявление. Оба эти различные способы понимания вещей представляют собою лишь некоторую часть истины. Действительно, тогда как позитивные результаты циклического проявления "кристаллизуются", чтобы затем быть "преобразованными" в семена возможностей будущего цикла, - то, что образует завершение "отвердения" в его "благоприятном" аспекте. То, что не может быть таким образом использовано, то есть вообще все то, что составляет негативные результаты того же самого проявления, "осаждается" в форме caput mortuum (мертвой головы) в алхимическом смысле этого термина в самых низших "продлениях" нашего состояния существования или же в той части тонкой сферы, которую поистине можно было бы квалифицировать как "инфрателесную". Но в обоих случаях равно переходят во внетелесную модальность, высшую для одних, и низшую для других, так, что в конечном счете можно сказать, что само телесное проявление в том, что относится к данному циклу, реально испаряется или полностью "улетучивается". Очевидно, что во всем этом и до самого конца всегда надо рассматривать оба термина, соответствующих тому, что герметизм обозначает как "коагуляцию" и "растворение". и в этом же заключаются одновременно обе стороны: с "благотворной" стороны имеется "кристаллизация" и "сублимация" с "пагубной" стороны имеется "выпадение в осадок" и окончательное возвращение к неразличимости "хаоса".

Теперь мы должны поставить следующий вопрос: для того, чтобы прийти к разложению, достаточно ли в некотором роде предоставить самому себе то движение, которым все больше и больше утверждается и усиливается "царство количества", чтобы оно просто-напросто дошло до своего предела? Нет. Фактически, чтобы развязать "узлы", происходящие из "затвердения", имевшего место до настоящего времени, необходимо вмешательство, осуществляемое более непосредственно, чего-то такого, что к этой области уже не принадлежит. Легко понять, что речь идет о воздействии определенных влияний тонкого порядка, воздействии, которое уже давно начало осуществляться в современном мире. О воздействии, которое всегда сосуществовало вместе с материализмом, начиная с того самого момента, когда он конституировался в четко определенной форме, как это мы уже видели на примере магнетизма и спиритизма. И , если правда, что засилие материализма уменьшается, то вовсе не следует себя с этим поздравлять, так как циклический "спуск" еще не завершен; "щели", к природе которых мы вскоре вернемся, могут образовываться только снизу; иначе говоря, то, что через них "интерферирует" в чувственный мир, не может быть ничем другим, как только низшим "космическим психизмом" со всем тем, что в нем есть наиболее деструктивного и "распадающегося", и к тому же, очевидно, что только влияния такого рода на самом деле способны воздействовать перед лицом разложения; отсюда нетрудно понять, что все то, что способствует и расширяет эти "интерференции", какую бы внешнюю видимость они ни принимали, что часто бывает очень обманчиво, соответствует, сознательно или бессознательно, лишь новой фазе отклонения, менее "продвинутую" стадию которого, на самом деле, представляет собою материализм.
Материализм сыграл свою роль, и роль, несомненно, очень важную, но теперь простое отрицание, которое он собою представляет, стало недостаточным; оно хорошо сослужило свою службу, чтобы закрыть человеку доступ к возможностям высшего порядка, но оно еще не развязало низшие силы, а лишь только они одни могут довести до последней точки дело разложения и беспорядка.

Материалистическая установка, в виду самой своей ограниченности, представляет собою опасность также ограниченную; ее "неповоротливость", предоставляет ее сторонникам защиту от всех тонких влияний без различия и дает им в этом отношении нечто вроде иммунитета, легко сравнимого с тем, что есть у моллюска, пребывающего в своей строго замкнутой раковине, иммунитета, от которого у материалистов исходит то самое впечатление безопасности, о котором мы говорили. Но, если в этой раковине, которая представляет собою ансамбль конвенционально принятых научных концепций и соответствующих умственных установок, сделать снизу отверстие, то тотчас же сюда проникнут деструктивные тонкие влияния, и с тем большей легкостью, что вследствие негативной работы, произведенной в предшествующей фазе, ни один элемент высшего порядка не сможет проникнуть сюда, чтобы противостоять их действию. Период материализма составляет лишь нечто вроде приготовления, в особенности теоретического, тогда как период низшего "психизма" включает "псевдореализацию", направленную, собственно говоря, в противоположную духовной истинной реализации сторону. Смехотворная безопасность "обычной жизни", бывшая нераздельным спутником материализма, теперь, конечно, находится в значительной степени под угрозой, и мы, без сомнения, все яснее и яснее и почти повсеместно видим, что это была лишь иллюзия; но в чем же здесь реальное преимущество, если это означает лишь еще худшую иллюзию, чем первая, и еще более опасную со всех точек зрения, потому что она несет в себе гораздо более глубокие и далекие последствия, иллюзию "духовности наизнанку", по отношению к которой различные "неоспиритуалистические" движения, увидевшие свет и развитые в наше время, включая даже те, которые уже представляют собою четко "извращенный" характер, суть еще только слабые и посредственные предтечи?


Глава 25. ЩЕЛИ ВЕЛИКОЙ СТЕНЫ

Как бы далеко ни зашло "отвердение" чувственного мира, оно никогда не может реально быть "закрытой системой", как это полагают материалисты; сама природа вещей поставила ему границы, и чем больше оно приближается к этим границам, тем нестабильнее состояние, представляемое им; фактически, как мы уже видели, соответствующая этому максимуму точка уже превзойдена, и видимость "закрытой системы" теперь может становиться лишь все более и более иллюзорной и неадекватной реальности. Мы также говорили о "щелях", через которые уже проходят и еще будут проходить деструктивные силы; согласно традиционному символизму, эти "щели" возникли в "Великой Стене", окружающей этот мир и предохраняющей его против пагубных влияний низшей тонкой сферы. Чтобы лучше понять этот символизм во всех его аспектах, важно отметить, что стена одновременно представляет собою защиту и ограничение; в определенном смысле, она, можно сказать, обладает и преимуществами и неудобствами; но поскольку она, по существу, предназначена обеспечивать защиту против нападений, идущих снизу, то ее преимущества значительно преобладают, так что в результате лучше оказывается находиться внутри этого ограждения, ограниченным с этой низшей стороны, чем постоянно подвергаться нашествиям врага, если даже и не полному разрушению. К тому же, на деле стена не закрыта сверху и, следовательно, не мешает общению с высшими сферами, что соответствует нормальному состоянию вещей; в современную эпоху это общение перекрыто "скорлупой" без окон, сконструированной материализмом. Однако, как мы уже сказали, пока "спуск" еще не был закончен, эта "скорлупа" еще могла существовать незатронутой сверху, то есть с той стороны, с которой как раз мир не имеет нужды защищаться и, напротив, может лишь получать "благотворные" влияния; "щели" возникли только внизу, следовательно, в самой защищающей стене, и низшие силы, через них проникающие, встречали там меньше сопротивления при условии, что никакая власть высшего порядка не могла сюда проникнуть, чтобы эффективно им противостоять; следовательно, мир оказался безо всякой защиты, предоставленный атакам своих врагов, и тем в большей степени, что он полностью игнорирует угрожающие ему опасности из-за самой современной ментальности.

Согласно исламской традиции, через эти "щели" при приближении конца цикла будут проникать все опустошающие орды Гога и Магога, которые, впрочем, делают постоянные усилия, чтобы заполонить наш мир; эти "сущности", представляющие собою низшие влияния. Попытки этих "сущностей" основаться в этом телесном и человеческом мире не являются новостью, они восходят, по крайней мере, к началу Кали-Юги, то есть гораздо раньше античных "классических" времен, которыми ограничивается горизонт профанных историков. Однако, если в целом Кали-Юга, собственно, есть период помрачения, что и делает возможными подобные "щели", все же это помрачение еще далеко от того, каким оно будет в его последних фазах. В уже начавшийся период, условия по отношению к предшествующим эпохам сильно изменились: теперь не только могут образовываться заново все более и более обширные "щели", гораздо более тяжелого характера, чем когда бы то ни было, из-за того нисходящего пути, который был пройден в интервале, но и возможности восстановления теперь уже не такие, как прежде; действительно, воздействие настоящих духовных центров сокращается все больше и больше, потому что высшие влияния, которые они передают нашему миру в нормальном состоянии, не, могут больше проявляться вовне, останавливаемые той непроницаемой "скорлупой", о которой мы только что говорили.

Это еще не все: только что сказанное нами представляет, в определенном смысле, лишь негативную сторону растущих трудностей, с которыми сталкивается противодействие вторжению этих пагубных влияний; к этому можно еще присоединить ту инерцию, которая следует из общего невежества в этих вопросах и из "пережитков" материалистического умонастроения и соответствующей установки, которая продолжает существовать столь долго, что стала, так сказать, инстинктивной у современных людей и как бы вросшей в саму их природу. Разумеется, большое число "спиритуалистов" и даже "традиционалистов" или тех, кто так себя называет, в этом отношении такие же материалисты, как и другие, и это делает ситуацию еще более непоправимой, так как те, кто самым искренним образом намеревается сражаться против современного духа, сами почти все против их воли им заражены, так что все их усилия обречены оставаться безрезультатными по существу; и это как раз тот случай, когда одной доброй воли далеко не достаточно, а нужно также, и даже прежде всего, действительное знание; но именно влияние современного духа и его ограничений делает это знание совершенно невозможным даже для тех, кто в иных, более нормальных условиях, мог бы иметь в этом отношении определенные интеллектуальные способности.
В этом надо искать бессознательных пособников этим пагубным силам, то есть всех тех, кто действует с добрыми намерениями и, игнорируя истинную природу этих сил (именно благодаря влиянию современного духа, на которое мы только что указывали), играют в целом роль одураченных, что им не мешает часто быть тем более активными, чем они более искренни в своем ослеплении; они уже почти неисчислимы и могут быть разделены на множество категорий, начиная от наивных сторонников "неоспиритических" организаций всякого рода и до философов - "интуиционистов", включая ученых -"метафизиков" и психологов новейших школ.
Записан
аlly

Offline Offline



topic icon
« Ответ #3 : 07 Январь 2009, 12:56:12 »

Глава 26.ШАМАНИЗМ И КОЛДОВСТВО

Современная эпоха тем самым, что она соответствует последним фазам циклического проявления, должна исчерпать самые низшие возможности; вот почему она использует все то, чем пренебрегали предшествующие эпохи: экспериментальные и количественные науки современных людей и, в особенности, их промышленное приложение носят, по своей сути, именно такой характер; отсюда следует, что современные профанные науки, часто образуют, настоящий "осадок" некоторых древних традиционных наук. Другим фактом, согласующимся с этим, является то неистовство, с которым наши .современники начали эксгумировать остатки прошлых эпох и исчезнувших цивилизаций, в которых на самом деле они ничего не способны понять; и это довольно неутешительный симптом по причине природы связанных с этими остатками тонких влияний, которые, без малейшего подозрения на то исследователей, были таким образом ими возвращены к жизни и выпущены, так сказать, на свободу самой этой эксгумацией. Чтобы это можно было лучше понять, мы обязаны прежде всего сказать несколько слов о некоторых вещах, которые как таковые совершенно вне современного мира, но которые от этого не перестали быть пригодными для использования в особым образом "разлагающей" этот мир деятельности.

Прежде всего, здесь нам надо рассеять еще одно заблуждение и одну ошибку интерпретации, присущую современному образу мысли: идея, что существуют чисто "материальные" вещи. Эта концепция является ничем другим, как идеей, что существуют только телесные существа и вещи, конституция и существование которых не предполагает никакого другого элемента иного порядка, чем этот. Возможно, не следует искать причину, по которой "сайентисты" так неистово стремятся дискредитировать всякую иную, чем эта, концепцию, представляя ее как "предрассудок", присущий воображению "примитивных", которые для них не могут быть ничем иным, кроме как дикарями или людьми с детским умом. Им удалось фактически придать достаточно карикатурный облик для того, чтобы такая оценка казалась целиком оправданной в глазах тех, кто им верит на слово, то есть громадного большинства наших современников. В особенности, так дело обстоит с теориями этнологов относительно того, что они условились называть "анимизмом"; впрочем, такой термин, строго говоря, мог иметь приемлемый смысл, но, разумеется, при условии совершенно иного его понимания, чем у них, и принятия в нем именно того, что он значит этимологически.

Действительно, телесный мир, на самом деле не может рассматриваться ни как нечто самодостаточное само по себе, ни как нечто изолированное в ансамбле универсального проявления; напротив, какова бы ни была видимость, присущая в настоящее время "отвердению" мира, он целиком происходит из тонкого порядка, в котором находится, можно сказать, его непосредственный принцип и через, посредство которого он связан все более и более с неоформленным проявлением, а затем и с непроявленным; если бы было иначе, то его существование было бы всего лишь простой иллюзией, чем-то вроде фантасмагории, позади которой ничего нет, это все равно, что сказать, что он никоим образом вообще не существует. При этих условиях в телесном мире не было бы ничего такого, чье существование покоилось бы на элементах тонкого порядка, за которыми стоит принцип, называемый "духовным", без которого невозможно вообще никакое проявление, какой бы степени оно ни было.

Из этого следует, что реально "неодушевленного" объекта существовать не может, и поэтому "жизнь" есть одно из условий, которым подчинено всякое телесное существование без исключения; и именно поэтому также никто и никогда удовлетворительным образом не мог получить различения "живого" и "неживого", это вопрос, как и многие другие в современной философии и науке, неразрешим лишь потому, что он никоим образом не мог быть правильно поставлен, потому что "неживого" вовсе нет в рассматриваемой нами области, и все сводится в этом отношении вообще к простым различиям в степени.
Таким образом, можно, если угодно, назвать "анимизмом" такой способ рассмотрения вещей, понимая под этим не что иное, как присутствие в них "анимистических" элементов; ясно, что "анимизм" прямо противоположен механизму, как сама реальность противостоит простой внешней видимости. Таким образом, очевидно, что эта концепция "примитивна" просто потому, что она истинна, что прямо противоположно тому смыслу, который хотят вложить сюда "эволюционисты". В то же время и по той же самой причине эта концепция с необходимостью является общей для всех традиционных учений; мы могли бы сказать, что она "нормальна", тогда как противоположная идея "неодушевленных" вещей представляет собою истинную аномалию, как и вообще все специфические современные и профанные идеи. Но следует, разумеется, понимать, что речь не идет никоим образом о "персонификации" сил природы, которые изучаются учеными их методами и еще менее о "поклонении", как это понимают те, для которых "анимизм" образует "примитивную религию". Само собою разумеется также, что когда речь идет о "психических" элементах, присущих вещам, или о силах этого порядка, выражающихся или проявляющихся через них, то в этом нет абсолютно ничего "духовного"; смешение этих двух областей является чисто современным явлением, и оно, несомненно, не чуждо идее создать "религию" из того, что является наукой в самом точном смысле этого слова; Наши современники смешивают весьма странным образом, по существу, самые разнородные вещи!
В том, к чему мы сейчас хотим обратиться, важно отметить, что этнологи привыкли рассматривать как "примитивные" те формы, которые, напротив, являются вырожденными в той или иной степени; но как бы то ни было, этим можно объяснить, почему "анимизм", который вообще составляет лишь одну частную точку зрения учения, мог быть принят для характеристики его в целом. Действительно, в случае вырождения естественно, что высшая часть учения, то есть метафизическая и "духовная" сторона, исчезают более или менее полно; следовательно, то, что вначале было вторичным, а именно космологическая и "физическая" сторона, к которой, собственно, и принадлежит "анимизм" и его применение, неизбежно приобретает преобладающее значение; в результате, даже если он еще и существует в некоторой мере, то легко ускользает от внешнего наблюдателя, тем более что последний, игнорируя глубокое значение ритуалов и символов, неспособен распознать того, что открывается высшим порядком (не в меньшей степени он неспособен также распознать этого и в следах полностью исчезнувших цивилизаций), и полагает, что все можно объяснить в равной мере в терминах "магии" и даже, нередко, просто-напросто "колдовства".

Четким примером того, что мы только что сказали, может служить "шаманизм", который, в основном, рассматривается как одна из типичных форм "анимизма"; это название, происхождение которого довольно, впрочем, неясно, означает, собственно, ансамбль традиционных учений и практик некоторых монгольских народов Сибири; иногда его понимают шире, распространяя на то, что имеет более или менее сходный характер.
Если рассматривают, собственно говоря, "шаманизм", то в нем обнаруживают существование очень развитой космологии, имеющей сходство с космологиями других традиций во многих пунктах, начиная с разделения на "три мира", которое, видимо, представляет самое его основание. С другой стороны, здесь встречаются также и ритуалы, сравнимые с некоторыми ритуалами, принадлежащими к традициям самого высокого порядка: некоторые, например, поразительным образом напоминают ведические ритуалы; есть среди них также и такие, которые более явно происходят от первоначальной традиции, подобные тем, в которых главную роль играют символы дерева и лебедя. Несомненно, таким образом, что здесь есть нечто продолжающее традиционную правильную и нормальную форму, по крайней мере, в своем истоке; притом, вплоть до современной эпохи, сохранилась определенная "линия передачи" необходимых для осуществления функций "шаманизма" сил; но когда мы видим, что он свою деятельность посвящает прежде всего самым низшим из традиционных наук, таким, как магия и гадание, то в этом можно заподозрить присутствие очень реального вырождения, и мы можем даже себя спросить, не доходит ли оно иногда до настоящего извращения, которому вещи этого порядка могут быть весьма легко подвержены, если они получают столь чрезмерное развитие. По правде говоря, есть достаточно опасные признаки этого: одним из них является связь, устанавливаемая между "шаманом" и животным, связь, касающаяся исключительно индивида и, следовательно, никоим образом не сопоставимая с коллективной связью, конституирующей то, что к делу и не к делу называют "тотемизм". Впрочем, мы должны сказать, что то, о чем здесь идет речь, само по себе может быть интерпретировано совершенно законным образом, не имеющим ничего общего с колдовством; но более подозрительный характер этому придает тот факт, что у некоторых народов, если не у всех, животное тогда рассматривается в определенном роде как форма самого "шамана"; и подобное отождествление не так уже далеко, может быть, от "ликантропии", такой, какая существует, главным образом, у народов черной расы .

Но есть еще нечто, более непосредственно связанное с нашим предметом: среди психических влияний, с которыми "шаманы" имеют дело, естественно, различаются два вида, одни благотворные, а другие — пагубные, и так как очевидно, что незачем опасаться первых, занимаются почти исключительно вторыми; таков, как представляется, по крайней мере наиболее распространенный случай, так как возможно, что "шаманизм" включает в себя достаточно разнообразные формы, между которыми надо делать различие в этом отношении. Речь, впрочем, вовсе не идет о "культе", воздаваемом этим пагубным влияниям, что было бы чем-то вроде сознательного "сатанизма", как его здесь иногда ошибочно предполагают; речь, в принципе, идет лишь о том, чтобы помешать вредить, нейтрализовать или отвратить их воздействие. То же замечание можно было бы высказать и относительно других предполагаемых "поклонников дьявола", которые существуют в различных странах; вообще говоря, почти невероятно, чтобы реальный "сатанизм" мог быть делом для всего народа. Однако не менее верно, что, каково бы ни было первоначальное намерение, манипулирование с влияниями этого рода без всякого обращения к влияниям высшего порядка (и еще менее к собственно духовным влияниям) приводит самим ходом вещей к возникновению настоящего колдовства, впрочем, совершенно отличного от колдовства вульгарных западных "деревенских колдунов", которые представляют собою не более чем осколки магического знания настолько вырожденного и редуцированного, насколько это возможно, до точки полного угасания. Магическая часть "шаманизма", конечно, обладает совсем другой действительной ценностью, и именно поэтому она представляет собою нечто опасное по крайней мере в одном отношении; действительно, постоянный, так сказать, контакт с этими низшими психическими силами наиболее опасен прежде всего для самого "шамана", это разумеется само собою, но также и с другой точки зрения, круг влияния которой "локализован" гораздо менее узко. Действительно, может случиться так, что некто, оперируя более сознательным образом и с более обширными познаниями (что не означает познаний более высокого порядка) использует те же самые силы совершенно для других целей помимо воли "шаманов" или тех, кто действует, как они, играя роль не более, чем простых инструментов для аккумуляции упомянутых сил в определенных точках. Мы знаем, что по всему миру имеется определенное количество "резервуаров" влияний, распределение которых, разумеется, не несет в себе ничего "случайного", и очень хорошо служащих намерениям определенных "сил", ответственных за все современное отклонение; но это требует дополнительного объяснения, так как с первого взгляда можно было бы удивиться тому, что остатки, которые некогда были подлинной традицией, отдают себя "подрывной деятельности" подобного рода.
^ ^ ^
Записан
аlly

Offline Offline



topic icon
« Ответ #4 : 07 Январь 2009, 12:56:34 »

Глава 27. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСТАТКИ

Чтобы понять то, что мы только что сказали о "шаманизме", надо отметить, что эти следы, сохранившиеся от вырожденной традиции, высшая или "духовная" часть которой исчезла, по своему существу совершенно подобны той части психических остатков, которые человеческое существо оставляет после себя, переходя в другое состояние и которые с того момента, как они таким образом были оставлены "духом", тоже могут служить чему угодно; однако, будут ли они сознательно использованы магом или колдуном или, бессознательно, спиритами, те более или менее пагубные следствия, которые могут проистекать от них, не имеют, очевидно, ничего общего с собственным качеством существа, которому эти элементы принадлежали прежде; это не более чем особая категория "блуждающих влияний", согласно выражению, используемому дальневосточной традицией,. которые сохраняют от этого существа не более, чем чисто иллюзорную видимость. Чтобы лучше понять это подобие, необходимо дать себе отчет в том, что сами духовные влияния, чтобы вступить во взаимодействие с нашим миром, должны с необходимостью найти соответствующие "опоры", сперва в психическом порядке, а затем в самом телесном порядке, ведь нечто аналогичное есть и в конституции человеческого существа. Если эти духовные влияния потом отходят по какой-нибудь причине, их прежние телесные "опоры", места или объекты не перестают быть из-за этого менее насыщенными психическими элементами, которые будут даже тем более крепкими и стойкими, чем для более могущественных действий они служили посредниками и инструментами. Случай, в котором речь идет о традиционных и значительных центрах посвящения, угасших уже более или менее давно, вообще представляет собою наибольшую опасность в этом отношении, или потому, что просто опрометчивые люди провоцируют неудержимые реакции психических "конгломератов", которые там продолжают существовать, или потому, главным образом, что "черные маги", если воспользоваться общепринятым выражением, овладевают ими, чтобы управлять по своей воле и достигать воздействий, соответствующих их намерениям.

Первый из двух только что обозначенных нами случаев объясняет в достаточной мере тот вредоносный, по большей части, характер, который носят некоторые следы исчезнувших цивилизаций, когда они извлекаются людьми, которые, подобно современным археологам, игнорируя все эти вещи, неизбежно действуют неосмотрительно. Не стоит и упоминать, что иногда может быть и другое: так, та или иная древняя цивилизация могла в последний период переродиться из-за чрезмерного развития магии, и ее остатки, естественно, тогда будут сохранять печать, очень низкого порядка в форме психических влияний. Может быть и так, что, помимо любого перерождения, места и объекты были специально приготовлены ради защиты против тех, кто неподобающим образом к ним прикоснулся бы. Так как такие предосторожности не содержат в себе ничего незаконного, хотя, тем не менее, сам факт придания им слишком большого значения не является очень благоприятным признаком, поскольку он свидетельствует о предосторожностях, достаточно далеких от чистой духовности, и даже, может быть, об определенной недооценке собственного могущества, которым она сама по себе обладает, не имея нужды прибегать к подобным "вспомогательным средствам". Но, отвлекаясь от этого, существующие психические влияния, лишенные "духа", который когда-то ими управлял, и сведенные таким образом к чему-то вроде состояния "лярвы", сами очень хорошо могут реагировать на всякую провокацию, сколь непроизвольна она ни была бы, более, или менее неупорядоченным образом, но в любом случае, ничего не имеющим общего с намерениями тех, кто когда-то их использовал для действий совершенно иного порядка, так же, как и нелепые проявления психических "кадавров", которые иногда появляются на спиритических сеансах, не имеют никакого отношения к тому, что могли делать или хотели бы делать в каких бы то ни было обстоятельствах те индивидуальности, тонкую форму которых они конституировали и загробную "идентичность" которых они кое-как изображают к великому восхищению тех простаков, которые бы очень хотели их принимать за "духов".

Те влияния, о которых идет речь, уже могут быть во многих случаях достаточно пагубными, если они просто предоставлены сами себе; этот факт происходит от самой природы этих сил "срединного мира", в котором никто ничего не может, тем более никто не может помешать воздействию "физических" сил, мы хотим сказать, тех сил, которые принадлежат телесному порядку и которым занимаются физики, являющихся при некоторых условиях причинами происшествия, за которые не может нести ответственность никакая человеческая воля; только через это можно понять истинное значение современных исследований и ту роль, которую они действительно играют в открытии некоторых из этих "щелей", о которых мы говорили. Но кроме того, эти самые влияния, равно как и "физические" силы, оказываются в распоряжении того, кто умеет их "улавливать"; само собою разумеется, что и те и другие могут тогда служить самым разным и даже противоположным целям, согласно намерениям тех, кто овладеет ими и кто будет ими управлять в соответствии со своим пониманием; что касается тонких влияний, то если окажется, что это "черный маг", то совершенно очевидно, что он будет их употреблять прямо противоположным образом тому, каким их использовали вначале квалифицированные представители истинной традиции.

То, что мы до сих пор говорили, относится к следам, оставленным полностью исчезнувшей традицией; но вместе с тем, уместно рассмотреть и другой случай: случай древней традиционной цивилизации, которая сама выжила, так сказать, в том смысле, что ее вырождение было доведено до такой степени, что "дух" окончательно ее оставил; некоторые познания, сами по себе не содержащие ничего "духовного" и открывающие лишь порядок случайных приложений, могут еще продолжать передаваться, в особенности, самые низшие из них, но разумеется, с этого времени они будут подвержены всяким отклонениям, потому что они тоже представляют собою не более чем "остатки" иного сорта, раз чистое учение, от которого они должны нормальным образом зависеть, исчезло. В подобном случае "выживания" предшествующие психические влияния, задействованные представителями традиции, еще могут быть "уловлены", даже без ведома их видимых, но отныне незаконных и лишенных всякого подлинного авторитета продолжателей; те же, кто через них станет пользоваться этими влияниями реально, будут таким образом иметь преимущество обладать ими как бессознательными инструментами воздействия, которое они хотят осуществить, и не только объектами, называемыми "неодушевленными", но также и живыми людьми, которые служат "опорами" для этих влияний и существование которых придает им, естественно, гораздо большую жизненность. Именно это мы и имели в виду, рассматривая пример "шаманизма" с тем ограничением, разумеется, что это наименование не может прилагаться без разбора ко всему тому, что привыкли подводить под это несколько конвенциональное обозначение, и что, может быть, еще не дошло до такой степени падения.
Отклонившаяся таким образом традиция как таковая мертва, так же, как и традиция, никакой даже видимости продолжения которой уже больше не существует; впрочем, даже если бы она была еще жива, пусть в самой малой степени, то подобное "извращение", которое вообще есть не что иное, как переворачивание того, что от нее еще сохранилось, чтобы использовать это в антитрадиционном, по определению, направлении, очевидно, не могло бы иметь места никоим образом.

"остатки", о которых здесь идет речь, сравнимы с продуктами разложения того, что было живым существом; а так как всякая порча в определенном смысле заразна, то и эти продукты разложения прошлых вещей сами будут везде производить, куда бы они ни были "заброшены", особое разлагающее и расщепляющее воздействие, в особенности если они используются волей, четко осознающей свои цели. Здесь есть нечто вроде "некромантии", как можно было бы сказать, которая приводит в действие совсем иные психические остатки, чем остатки человеческих индивидуальностей, и это, конечно, не менее опасно, так как она обладает тем самым возможностями воздействия гораздо более широкими, чем возможности вульгарного колдовства, в этом отношении не может быть даже никакого сравнения; однако, наши современники должны быть поистине слепыми при сегодняшнем положении вещей, чтобы даже и не подозревать об этом.
Записан
Savitri

Offline Offline



topic icon
« Ответ #5 : 30 Май 2009, 11:27:44 »

http://rutube.ru/tracks/1958320.html?v=58a54d6a13cd606ccc33601a34aba944

http://rutube.ru/tracks/1958578.html?v=f0651b195e9b2dd4838a8597084345b9

У кого безлимитный Интернет, посмотрите- должно быть интересно.
http://lungta.rutube.ru/friends
Записан
Savitri

Offline Offline



topic icon
« Ответ #6 : 30 Май 2009, 11:32:59 »

Цитировать
Кто такой шаман?

Ответам на этот вопрос были посвящены десятки работ известных этнографов. Однако, несмотря на значительную степень изученности явления тувинского шаманства, исследователи так и не внесли ясности в определении шаманства вообще и тувинского в частности. В 1900 году Е. К.Яковлев видел шамана как совершителя всякого, домашнего, общественного и родового моления, обращенного, по преимуществу, к злым духам.
Традиционно для русской и советской этнографии важнейшим является вопрос о происхождении шамана, обязательном наследовании своих качеств от шаманов-предков. "Становление шаманов как избранников духов широко изветно и описано у тюркских /да и не только гюркских/ народов Сибири...' - отмечает Л.П.Потапов. В большинстве случаев это действительно так, но у тувинцев существовали и другие категории шаманов, имевшие, по народным повериям, иное происхождение. Так, выделяются:
1.шаманы, ведущие свое происхождение от шаманов-предков;
2.шаманы, ведущие свое происхождение от духов земли и воды;
З.шаманы, ведущие свое происхождение от неба;
4.шаманы, ведущие свое происхождение от злых духов "албыс";
5.шаманы, ведущие свое происхождение от злых духов "аза".

Читать далее цитату из книги Монгуш Кенин-Лобсана, «Магия тувинских шаманов», 1993 год, Кызыл.

http://community.livejournal.com/ru_witch/150099.html
Записан
Savitri

Offline Offline



topic icon
« Ответ #7 : 10 Октябрь 2010, 15:26:44 »

ДЗАКРИ.

Записан
Savitri

Offline Offline



topic icon
« Ответ #8 : 23 Ноябрь 2010, 19:27:02 »

Духи призвали к себе Ай-Чурек



Записан
Savitri

Offline Offline



topic icon
« Ответ #9 : 19 Июль 2011, 04:35:48 »

Последнего мольфара Украины убил  фанатик



ИВАНО-ФРАНКОВСК, 18 июля. Вчера в селе Верхний Ясенев Ивано-Франковской области похоронили известного украинского мольфара (вещуна и целителя) Михаила Нечая. Мольфар — в гуцульской культуре так называют наделенного сверхъестественными способностями человека, наподобие волшебника или народного мага.Похороны прошли по всем закарпатским традициям, с трембитами и ходом. Отпевал покойного православный священник.81-летний народный целитель Михаил Нечай, который считался последним карпатским мольфаром, был найден мёртвым в своем доме в селе Верхний Ясенев в пятницу, 15 июля.

В тот же день по подозрению в совершении преступления милиция задержала 33-летнего мужчину, который последним заходил в жилище Нечая. Подозреваемый пытался скрыться от правоохранителей, но безуспешно.

Как оказалось, это житель Львова, который приехал в село Верхний Ясенев 13 июля и поселился в туристической палатке близ усадьбы Михаила Нечая. Мужчина был ранее судим за убийство женщины, а после освобождения проходил лечение в психиатрической больнице с диагнозом «шизофрения».

При обыске у него обнаружили большое количество религиозной литературы. По предварительным свидетельствам задержанного, он убил деда Нечая за то, что тот не воспринимал и не уважал обряды и нормы традиционного христианского вероисповедания, а исповедовал язычество. Якобы накануне убийства он целую ночь провел в молитвах, и высшие силы сказали ему, что «деда надо наказать».

http://www.rosbalt.ru/ukraina/2011/07/18/870237.html

Найдено в Ведьминском ЖЖ http://w-e-d-m-a.livejournal.com/654779.html#cutid1, там есть ещё ссылки на воспоминания и аудиозаписи.
Записан
ally

Offline Offline


Все принять От всего отказаться Все обновить.


topic icon
« Ответ #10 : 19 Июль 2011, 07:03:38 »

Во, блин.... и смех и грех....

Цитировать
Понятие «мольфар» действительно происходит от древнего слова «мольфа», что означает – заговоренный предмет. Мольфар произносит над ним определенную «прымивку» (заговор), и этот предмет помогает человеку в различных жизненных ситуациях.
... основная сила карпатских шаманов заключается в заговорах, особых наборах слов, а говоря проще – в самом слове. Эта традиция очень практическая.Было очень немного мольфаров, уходивших куда-то в горы и леса и занимавшихся только личными магическими практиками и самопознанием. В основном, они жили среди людей, имели дома и семьи и оказывали реальную помощь в реальной жизни…

http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.travel/wedma.molfar.htm

Цитировать
"Как известно, Нечай состоял в группе семи сильных магов, которые ежегодно собирались, чтобы помолиться за Украину. Теперь без него держать магическую оборону против невзгод будет труднее. Убийство такого сильного мага может иметь страшные последствия для всей страны, считают украинские чародеи. "

Цитировать
По словам посетителей, якобы психически больной старик, который безуспешно пытался в течение двух дней попасть к мольфару, прорвался все-таки на прием к магу. Оставшись с целителем наедине, он зарезал Михаила Ничая. После этого спокойно вышел из комнаты и сказал людям, которые ожидали в очереди, чтобы некоторое время не заходили в кабинет.

Михаил Ничай считал себя белым (солнечным) магом и рассказывал, что есть в Карпатах и черные (месячные) маги, которые ведут с «белыми» постоянную борьбу.

Своим предком дед Ничай считал Данилу Ничая — легендарного соратника гетмана Богдана Хмельницкого и известного в Запорожской Сечи врачевателя. Тогдашние мольфары, по преданиям, хорошо знали не только лекарское искусство и понимали язык зверей и трав, но даже владели левитацией, не говоря о других сверхъестественных умениях.

Цитировать
«Мольфар, — рассказывал хозяин при жизни, — происходит от слова «мольфа», или «завороженный предмет». Известно, например, что девчата иногда подсыпают на порог своим избранникам заговоренную соль или оставляют там другие предметы. Мольфа может быть разного характера: ее делают как на добро, так и на зло. Чтобы она начала действовать, через нее надо переступить, потому ее и подбрасывают там, где человек, на которого необходимо воздействовать, ходит чаще всего. Я же владею магией наших пращуров инков, используя в своей практике множество древних знаний».

Записан
gorny-skif

topic icon
« Ответ #11 : 12 Сентябрь 2011, 07:26:13 »

http://rutube.ru/tracks/1958320.html?v=58a54d6a13cd606ccc33601a34aba944

http://rutube.ru/tracks/1958578.html?v=f0651b195e9b2dd4838a8597084345b9

У кого безлимитный Интернет, посмотрите- должно быть интересно.
http://lungta.rutube.ru/friends

Очень забавно смотреть, КАК объясняют, и рассказывают Современные и Очень умные люди о Шаманах, и всё с позиции Ума..))
Записан
vnebo47

Offline Offline



topic icon
« Ответ #12 : 12 Сентябрь 2011, 12:18:15 »

Цитировать
Очень забавно смотреть, КАК объясняют, и рассказывают Современные и Очень умные люди о Шаманах, и всё с позиции Ума..))
угу
(хоть и очень старая дата последних верхних постов..)


..а судя по тоналю - балбесы...  Развожу руками

три имеют связь с намерением (боко), один более (но в старом стиле)
я бы назвал эту фотку - Просто Люди (красиво и национально фейервошно)

ps просто коньки менял
Записан
vnebo47

Offline Offline



topic icon
« Ответ #13 : 12 Сентябрь 2011, 12:27:33 »

red cat
...какие люди в голливуде Улыбка

респект!
как внутренняя работа?  Подмигивающий
Записан
Savitri

Offline Offline



topic icon
« Ответ #14 : 12 Сентябрь 2011, 16:17:15 »

Приветствие, S K I F!
Очень мило с твоей стороны зайти на форум, чтобы сказать об этом.
Пост староват, и у меня уже подключен безлимитный Интернет и уже состоялось знакомство с этой традицией в реале.

Мои оценки сходны с твоими. Но, бывает, менталу потакаю - словесные разъяснения тоже получаю.

Кстати, добро пожаловать на форум!
Может, что-то заинтересует или, наоборот, что-то сам пожелаешь рассказать.
Записан
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
 
Перейти в:  

Трасса 60: Форум о Духовном Пути: Гнозис, Эзотерика, Герметизм, Дао, Кастанеда, Розенкрейцеры, Алхимия, Преображение...
illusiy.net rss feed RSS | Illusiy.net © 2009-2017 | Sitemap | Powered by SMF | SMF © 2017, Simple Machines LLC | Theme by Harzem

Рекомендуем: Духовная Школа Золотого Розенкрейца | Ally ЖЖ