Трасса 60
Умолкнет хор иллюзий стоголосый пред Светом распускающейся Розы...
 
*
Приветствуем тебя на Трассе 60, Гость.
Этот форум создан как место для взаимодействия людей, ищущих возможности реализации истинного предназначения человека.
20 Ноябрь 2017, 12:32:11


Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Борис Муравьев "Гнозис" 1,2,3 том  (Прочитано 7688 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
st-ol-soldatik

Offline Offline



topic icon
« : 29 Июнь 2010, 08:37:37 »

http://fourthway.narod.ru/lib/Gnozis/gnozis.htm

некоторые отрывки из первого тома:

Согласно учению Традиции, как мы уже видели, человек наделен тремя психическими центрами, и каждый центр подразделяется на шесть секторов. Таким образом, количество органов сознания Личности увеличивается до восемнадцати. Каждое дробное "я" есть не что иное, как частичка сознания Личности (то есть совокупности психических "я"), которая в данный момент считает себя Личностью. Применив алгебраическую формулу для подсчета количества всех возможных комбинаций из тройки, двойки и единицы, которые могут проистекать из наличия трех центров и их восемнадцати секторов, мы в итоге получим число 987.
В этом раздробленном сознании - показателе бедственного состояния нашей Личности - находит выражение подменяющее собою всего человека множество возможных комбинаций секторов, каждый из которых играет активную роль во внутренней жизни человека - в восприятии впечатлений, выражении желаний, мнений и чувств.
В таких комбинациях чаще всего принимают участие два или три сектора; однозначная зависимость конкретного психического состояния от деятельности лишь одного сектора наблюдается достаточно редко. До тех пор, пока из всех "железных опилок" внутри человека не образуется сплав, 987 возможных комбинации центров и секторов порождают в нем, в зависимости от соответствующих обстоятельств, то или иное из возможных 987 ущербных состояний раздробленного сознания Личности. Каждое из них в определенный момент проявляет себя как целостное "Я" и воспринимает себя аналогичным образом. Однако нужно помнить, что мы имеем дело не с целостным "Я", а все с тем же множеством дробных "я"1.
1 Весьма близкие к нашим подсчетам результаты дают исследования некоторых психологов. Так, общепризнанным в настоящее время является показатель, зафиксированный в лаборатории Шелдона где при помощи эмпирических методов были обнаружены в общей сложности 650 характерологических черт (cf. Guy Palmade, "La Characterologie", Presses Uoiversitaires de France, Paris, 1953).
Различные комбинации дробных "я", беспрестанно в нас возникающие и распадающиеся, создают ткань наглей жизни; но результат их действия неизменно тлетворен. Такая жизнь - перетряхивание "железных опилок" в тигле (см. рис. 1) - подвержена постоянным хаотичным изменениям. Жить ею - значит находиться полностью во власти внешних событий, без какой бы то ни было ясно очерченной цели, которой можно было бы достичь с помощью вполне конкретного продуманного плана. Это напоминает явление волновой интерференции, которую изображают в виде переплетения чередующихся синусоид.
 
Жизнь в таком режиме иссушает и истощает человека, и в конце концов приводит его к смерти. Далее мы рассмотрим эту проблему с различных точек зрения, которые помогают уяснить причины старения и смерти. С эзотерической точки зрения смерть - это поражение1. Взаимное трение "железных опилок", происходящее в повседневной жизни, недостаточно интенсивно для того, чтобы зажечь внутренний огонь, способный преобразить все бытие вплоть до победы над Смертью. Однако такого трения более чем достаточно, чтобы полностью исчерпать резервы жизненных сил и тем самым принести смерть. Как раз на этот случай уместна цитата из Откровения Иоанна Богослова:
"Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, слеп, и наг. Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть" (ОткрЗ: 15-18).
............................
Личностное "Я" состоит из множества дробных "я", образующих различные группы, которые поочередно диктуют нам угодные им воззрения и поступки. Но каким же образом столь хаотичное состояние согласуется с психической жизнью человека, которая ведь в общем выглядит достаточно последовательной?
Основу этой иллюзорной последовательности формируют три элемента:
• имя;
• запечатленный в памяти опыт;
• способность лгать себе и другим.
Имя, которое мы носим, соответствует нашему Личностному "Я" - то есть всей совокупности "железных опилок", независимо от их взаимного расположения. С достижением зрелого возраста имя человека символизирует также образ его самого в бодрствующем состоянии. Иногда человек связывает свое имя с идеальным образом себя, то есть с тем, кем он стремится стать - или полагает, что уже стал.
Вот почему мы хватаемся за свое имя как утопающий за спасательный круг. Вот почему мы даем имена всему, что существует вокруг. Все безымянное - будь оно физическим или психическим, реальным или вымышленным просто ускользает от человеческого представления.


Это тем более касается самого человека. - его имя и фамилия охватывают для него всю совокупность, которую можно назвать его собственной вселенной. Сюда входят как вполне реальные, так и воображаемые элементы, причем их-то человек и склонен считать более реальными.
Память есть непосредственная функция человеческого бытия. Чем выше уровень бытия, тем лучше память и больше ее объем. Значительная потеря памяти, которая приводит к забвению имени и всего, что с ним связано, превращает нормального человека в невменяемого: из его жизни исчезает непрерывная последовательность.
Способность лгать - третий элемент нашей иллюзорной жизни, благодаря которому не в последнюю очередь она приобретает видимость последовательности. Роль, которую эта способность играет в повседневной жизни, нетрудно оценить, если представить себе, как мы могли бы существовать без лжи. Мы столкнулись бы с такими потрясениями и конфликтами, что сразу бы решили: жить невозможно. На этот-то случай имеется ложь-своеобразный буфер, смягчающий различные столкновения. Именно от способности лгать, которая помогает человеку хоть как-то справляться с неразрешимыми конфликтами, в огромной степени зависит пронизывающая его жизнь иллюзия последовательности и постоянства. Здесь стоит снова вспомнить о том, что мы зачастую приписываем себе свойства или добродетели, которыми на самом деле не обладаем, хотя и можем их в себе развить. В их числе правдивость (ведь в принципе мы имеем возможность говорить правду и жить по ней, т. е. праведно), - однако в действительности до нее еще очень далеко: правдивость может стать реальностью лишь после трудной и долгой работы над собой. Покамест же мы попросту обречены лгать, и всякий, кто возразит - мол. это преувеличение, - лишний раз покажет тем самым, насколько трудно иметь дело с ложью.
..................................
Звездный мир - как предмет астрономии и каким мы его наблюдаем - по видимости таков потому, что мы видим тело Вселенной изнутри. Как целое, она недоступна нашим наблюдениям, поскольку они определяются, заодно с их последующей интерпретацией, нашим ограниченным масштабом восприятия, который исчезающе мал по сравнению с самим наблюдаемым Целым. Нас вводят в заблуждение расстояния между звездами - сгустками живой материи, частичками организма Вселенной. Изнутри, т. е. с нашей точки зрения, эти расстояния кажутся настолько громадными, что превышают всякую возможность воображения, однако плотность Вселенной как целого вполне аналогична плотности человеческого тела, которое в масштабах Вселенной соразмерно микробу внутри него самого. Если бы какой-нибудь микроб мог наблюдать наше тело изнутри, оно представлялось бы ему такой же вселенной с галактиками наших внутренних органов. И наоборот, если бы мы стали гигантами и воспринимали Вселенную в ее собственном масштабе, она предстала бы нашему взору как живое существо. В этом очевидно действие Принципа Относительности.
(3)
Каков же смысл человеческой жизни в описанной нами Вселенной? Существование человека в плане жизненного предназначения определяется двумя факторами, или двумя критериями:
• как элемент вселенского1 организма, он служит его целям;
• как отдельный индивид, он может преследовать свои частные цели.
Оба фактора взаимосвязаны. Специфику их взаимосвязи можно проиллюстририровать следующим образом.
Положение человека во Вселенной аналогично положению отдельной клетки в человеческом организме. Каждая клетка - это часть того или иного органа, который, в свою очередь, является элементом группы органов, обеспечивающей надлежащее выполнение той или иной по-своему сложной физиологической функции.
В этом плане клетки нашего организма подчиняются соответствующим законам, которые, несколько упрощая, можно свести к двум основным.
Первый закон, в эзотерической науке именуемый Всеобщим2, удерживает каждую клетку на своем месте. Второй - дает клеткам определенную свободу действии и называется Законом Исключений.
1 "Universal".
2 "General".


Всеобщий Закон, - сдерживающий и, так сказать, консервативный по определению, - обеспечивает бесперебойное функционирование органа, частью которого является данная клетка. При этом первое требование Закона - чтобы в течение всей своей жизни клетка, входящая в состав органа, выполняла свою роль. Закон предписывает клеткам оставаться на своих местах и выполнять свою работу, посвящая ей всю свою жизнь.
Вполне очевидно, что, удерживая клетки в рамках того или иного органа, Закон попросту обязывает их выполнять ту или иную функцию - в противном случае они просто не могут существовать. В этом благотворность Всеобщего Закона: обеспечение существования органов есть необходимое условие существования всего организма.
На сегодняшний день однако известно, что организм зачастую способен выжить и после удаления какого-либо органа, причем без последующих сколько-нибудь серьезных функциональных расстройств. Более того: организм переносит частичную резекцию некоторых органов даже не пытаясь восполнить утрату, как будто они вовсе не играют роли в его общей экономии. Т. е. исчезновение нескольких клеток - сравнительно незначительной части того или иного органа - проходит без особых последствий: деятельность органа как целого не нарушается. Ведь поскольку Всеобщий Закон положен единственно ради того, чтобы каждый орган функционировал без сбоев и остановок, то и на случаи исчезновения столь малых частей он не распространяется. Поэтому малые потери и не вызывают в организме серьезных нарушений. В свою очередь клетка, ускользнувшая (выражаясь фигурально) из-под власти Всеобщего Закона, тем самым тут же становится подотчетной Закону Исключений.
В таком явлении - "бегстве" небольшой группы тех или иных клеток - нет ничего необычного; оно происходит постоянно. Все наши клетки - от клеток эпидермы до нервных - регулярно обновляются, попеременно подчиняясь разнообразным ритмам. Помимо этого, в организме столь же регулярно происходит исчезновение тех или иных клеток, в той или иной степени компенсируемое возникновением новых.
Вплоть до этого момента были все основания усматривать в жизни клетки полную аналогию с тем, что происходит с человеком под действием Всеобщего Закона и Закона Исключений. Однако здесь аналогия заканчивается - по крайней мере, в пределах наших нынешних познаний. Ведь сама по себе жизнедеятельность клеток - их перемещения, их отмирание и замена новыми, т. е. циркуляция в пределах Всеобщего Закона и Закона Исключений - еще не дает основания предполагать, что действия клеток сознательны.
Иное дело человек.
Человек - клетка человечества и частица органической жизни на Земле. Эта жизнь во всей своей совокупности образует чрезвычайно чувствительный орган нашей планеты, играющий важную роль в общей экономии Солнечной системы. В качестве клетки этого органа человек находится под действием Всеобщего Закона, удерживающего его на месте. Однако в действительности Закон предоставляет человеку определенную степень свободы, позволяя ему совершать свободные движения в отведенных ему пределах - весьма тесных в масштабах Вселенной, но с точки зрения человека достаточно обширных, чтобы давать в них полную волю своим фантазиям и эгоистическим устремлениям. Не вдаваясь в уточнение границ такого мира - мира человеческой "свободы" - и подробный анализ соответствующих компонентов Всеобщего Закона, назовем лишь один из ограничительных факторов - голод, заставляющий человека трудиться, чтобы существовать. Еще один такого же рода фактор - цепочка "половой инстинкт- воспроизведение- забота о детях". В эзотерической формулировке данный аспект человеческой жизни получает следующее осмысление: плотская любовь необходима для общего блага. И наконец, третью группу подобных факторов составляют различные формы страха. В общем, предел свободных движений1., допустимый в соответствии со Всеобщим Законом, лучше всего ухватывается при помощи не научной дефиниции, а расхожего понятия о так называемом "мещанском счастье", или "благополучии обывателя". Каждый может, не преступая границ Закона, сделать карьеру в любой области человеческой деятельности, обзавестись семьей, приобрести богатство, любовь, почет и прочие блага, - если они для него заведомо под знаком безусловного (пусть даже подсознательного) приятия неизбежности Смерти.
Пока человек безропотно, не вызывая на себя возрастающего давления Всеобщего Закона, приемлет непреложный принцип аннигиляции в конечном итоге своей Личности, он может жить по собственному усмотрению - беспрепятственно и даже вполне преуспевая.
Однако ситуация приобретает совсем иной вид, когда человек восстает против положенных ему пределов. В таком случае он выступает против действия Закона и всех его производных. Закон же. в свою очередь, действует на нескольких планах: на физическом, психическом и морально-этическом, причем на плане морали его действие признано человеком с незапамятных времен и персонифицируется в образе Дьявола.
Демонология занимает значительное место в Православном Предании. Здесь можно найти множество тонких и глубоких, основанных на богатейшей практике наблюдений над хитроумными и злокозненными действиями Дьявола в разнообразнейших обстоятельствах, включая даже случаи, когда он использует в своих целях хотя бы и религиозное благочестие.
Кроме того, здесь можно найти чрезвычайно полезные рекомендации, действенность которых удостоверена опытом многих столетий и которые особенно драгоценны для тех, кто занимается эзотерической наукой, - ибо прежде достижения каких-либо положительных результатов ученик неизбежно столкнется с противодействием Закона, - с кознями Лукавого.
1 См. главы XVIII-XXI.
Необходимо понять, что, препоручая себя Закону Исключений, человек восстанавливает против себя Всеобщий Закон, который он в таком случае просто обязан преодолеть, пусть даже в масштабе всего лишь своей Личности, своей личной жизни. Чтобы уберечься от "внезапного нападения"1, мы не должны забывать, что само наше спасение зависит от победы над Дьяволом, который, как уже было сказано, является олицетворением (а именно - персонификацией) морального аспекта Всеобщего Закона. Впрочем, как и все законы Вселенной, Всеобщий Закон, разумеется, положен от Бога; но это не должно нас смущать, поскольку Закон Исключений - тоже от Бога, о чем и говорит библейская история о том. как Иаков всю ночь боролся с Ангелом и, победив его, получил имя Израиль, т. е. "боровшийся с Богом" или "сильный против Бога". Выбирая Закон Исключений, человек продолжает служить интересам Целого, но совершенно иным, несравненно более сложным и трудным способом. Восстав против первого Закона, он подвергается испытанию, которое часто принимает форму искушения. Эта тема глубоко исследована в учении Православной Церкви. Как уже упоминалось, эзотерическое Учение содержит проверенные опытом практические рекомендации, сравнительно подробное изложение которых составляет одну из задач автора этой книги. Если, устремившись прямо к цели, то есть к освобождению и Спасению, искатель успешно преодолеет препятствия и тем самым продемонстрирует наличие в нем силы, позволившей отразить прямое воздействие Всеобщего Закона, то теперь это воздействие будет косвенным - в первую очередь посредством близких, которым его новый путь совершенно чужд и непонятен. Такое воздействие осуществляется на моральном плане, облекаясь, как правило, видимо нравственными, а на самом деле эмоционально-эгоистическими доводами, когда взывают к самым благородным, великодушным и бескорыстным чувствам: к милосердию, состраданию, долгу. Так Закон приводит того, кто следует ему буквально, в тупик, твердя устами близких: "делай что должен, вернись на путь истинный". В этом глубинный смысл известных слов Христа: "Враги человеку - домашние его" (Мф 10: 36).
(4)
Итак, еще раз подчеркнем, - поскольку это очень важно, - что эзотерическая работа по своей сути революционна. Цель того, кто решился с ее помощью изменить обычное течение своей жизни, - победить Смерть и обрести Спасение. Именно эту цель указывают апостолы, отцы Церкви, все святые, само Писание. Как говорит св. Павел, "если живете по плоти, то умрете" (Рим 8: 13), разъясняя далее: "Не все мы умрем, но все изменимся" (I Кор 15: 51).
Человек, ведущий пассивную жизнь в согласии с первым законом, сам того не чувствуя и не ведая, влечется по широкому пути, ведущему к погибели (Мф 7: 13). Тот же, кто избрал Закон Исключений, тем самым избрал узкий путь, ведущий е Жизнь (Мф 7: 14)
1"Surprise attack". См. Мф 7: 27. -Прим. ред
(5)
Начиная с Абсолюта как предвечного центра всей жизни, Вселенная содержит в себе множество различнейших элементов, которые в множащемся разнообразии расходятся ветвями к наружной оболочке1, или эпидерме. Так, например, эпидерма каждой планеты - это орбиты ее спутников.
Прежде чем приступить к исследованию структуры Вселенной, подытожим наши представления и данные о первоначалах Творения. Согласно православному Преданию, Вселенная была создана жертвой Бога2. Этот своего рода постулат становится более понятным, если выявить в нем разграничение между двумя состояниями Божества3 - состоянием проявленным и непроявленным, т. е. безграничным и свободным от какой бы то ни было обусловленности.
Жертва Бога - это проявление как Самоограничение ради этого проявления. Каковы же условия, определяющие саму его возможность? Это - три универсальных параметра, три первоначала или принципа, сообразно которым создана и которыми зиждется Вселенная: Пространство, Время и Равновесие.
Три основных первоначала Творения проявляются во Вселенной в виде трех основных принципов жизни: статического, динамического и нейтрализующего. В свете этих трех принципов, которые проявляются и действуют сообразно первоначалам Сотворения Мира, в этом тварном мире может быть проанализировано и изучено что угодно: они являются универсальными для всех уровней Космоса.
Возьмем для иллюстрации процесс создания предприятия. Вначале возникает идея, которую рассматривают и признают осуществимой; затем разрабатывается общий проект, уточняемый вплоть до частных деталей. Весь этот предварительный этап основан на статическом принципе. Затем приступают к планомерной реализации проекта, то есть опираются уже на динамический принцип. Каждый из этих принципов действует в проявленном мире по определенному закону, о чем более подробно будет сказано далее.
Однако предприятие, созданное таким способом, рискует лопнуть, если его учредители не примут во внимание и не применят к предмету своих забот третий принцип - принцип равновесия, который должен соблюдаться начиная с первых стадий работы над проектом и вплоть до его полной реализации; более того, без его соблюдения невозможна и вся дальнейшая работа уже созданного предприятия. Предельно обобщая, можно сказать, что учредители предприятия - в любой области человеческой деятельности - должны прежде всего заботиться о соблюдении равновесия между действиями, которые требуются для основания предприятия, и средствами для их выполнения, которые имеются в наличии.
1 Букв, "коре" ("crust"). -Прим. ред.
2 Распространенная параллель с "Агнцем Божьим" ("Agnus Dei") - Христом, добровольно предавшим Себя закланию во искупление грехов мира. - Прим. ред.
3 Здесь и далее: "Divinity" - букв. "Божественное". - Прим. ред.
Сохранения равновесия требует и любая научно-исследовательская работа - в частности., то или иное эзотерическое исследование, - только здесь это равновесие несколько иного рода: в данном случае план исследований должен соответствовать структуре и специфике изучаемого предмета.
(6)
Затронув тему сотворения Вселенной, нельзя не коснуться такого понятия, как Вечность. Обычно наши на ее счет суждения весьма далеки от истины. Мы представляем себе Вечность как Время, продленное до бесконечности. Но Вечность - не Время; Вечность как бы перпендикулярна Времени. Вечность не бесконечна, она по-своему ограничена: Предание утверждает, что Вечность кончится с кончиной Мира. Вот почему славят Бога Предвечного. В рождественском кондаке поется:
Дева днесь Предсущественнаго рождает,
И земля вертеп Неприступному приносит,
Ангела с пастырьми славословят,
Волсви же и звезды путешествуют,
Нас бо ради родися отроча младо, Предвечный Бог.
Что же касается так называемого "конца света" (кончины Мира), то он доступен представлению именно как Свершение времен1, которое, по словам Христа, будет Знамением2 завершения трудов и событий3.
(7)
Два из трех основных принципов Творения, Пространство и Равновесие, по отношению к тварной Вселенной индифферентны, т. е., так сказать, не представляют для нее никакой опасности. Однако третий принцип - Время, - как принцип динамический, лежащий в основе любого действия, включая творение и осуществление чего бы то ни было, - этот принцип с необходимостью предполагает, что все тварное неминуемо подлежит исчезновению. В этом смысле особенно выразителен миф о Кроносе, пожирающем собственных детей.
1 "Accomplishment".
2 "Announcement".
3 "Accomplished works and facts".
В противовес таящейся во Времени неопределенной угрозе Божественная Мудрость изобрела средство, позволяющее избежать немедленного разрушения тварного мира - избежать благодаря одному из двух законов, основы которых будут изложены в следующих главах, где мы рассмотрим принципы их действия и их последствия. Пока что лишь заметим, что в силу этого искусственного закона поступательный поток Времени замыкается в циклы, что и позволяет (конечно, лишь до известных пределов) избежать его разрушительного действия. Так что движение Времени не прямолинейное, а "вращательное".
Циклы Времени замыкаются и повторяются. Благодаря такой цикличности сама Вселенная и все ее элементы избегают катастрофического растворения в ничто. Каждый элемент следует собственному циклу. Этот закон хорошо знали древне - их философия никогда не опускалась до плоского прямолинейного мышления и была основана на принципе цикличности.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Трасса 60: Форум о Духовном Пути: Гнозис, Эзотерика, Герметизм, Дао, Кастанеда, Розенкрейцеры, Алхимия, Преображение...
illusiy.net rss feed RSS | Illusiy.net © 2009-2017 | Sitemap | Powered by SMF | SMF © 2017, Simple Machines LLC | Theme by Harzem

Рекомендуем: Духовная Школа Золотого Розенкрейца | Ally ЖЖ